Последние объявления  

Поиск по объявлениям  

Цена:
Год выпуска:
Расширенный поиск
 

Бензин будут продавать по талонам?

ПечатьE-mail

талоны на бензин

По информации, опубликованной сразу в нескольких авторитетных СМИ, стоимость автомобильного топлива в текущем году может вырасти на 10% от действующих расценок. Сведения, представленные в главном печатном издании страны - Российской Газете, основаны на данных международной товарно-сырьевой биржи в Санкт-Петербурге.

 В отчете СПбМТСБ, опубликованном в январе, приводится прогноз роста цен на бензин по итогам первой половины 2014 года на 5-15%. Схожие данные приводит и российский союз нефтепромышленников. Если представленные прогнозы сбудутся, то совсем скоро, к примеру, в столице России литр 92-го бензина будет продаваться по цене 35-36 рублей. А те, чьи автомобили работают на 98-м бензине, должны быть готовы отдать порядка 40 рублей за литр.

Достоверность прогнозов весьма высока, поскольку к концу января топливный запас российских хранилищ упал ниже уровня в 1.7 млн. тонн, рекомендованного Минэнерго. 

Последние данные Росстата указывают на то, что только за неделю с 27 января по 2 февраля нынешнего года стоимость бензина, в среднем по стране, возросла на 0.1%. При этом с окончания новогодних праздников цена на топливо не менялась. Ещё более ускорился рост цен дизельного топлива. Этот показатель за аналогичный период времени составил 0.2%. 

Выход предлагают сами нефтяники

При снижающемся объёме запасов бензина, крупнейшие нефтяные компании страны сократили поставки топлива для внутреннего рынка. Опасаясь возникновения дефицита, продавцы стали активно скупать топливо, провоцируя рост биржевых цен на него. Естественно, что следом за оптовыми расценками будут подниматься розничные цены и для простых автомобилистов. 

 «Рост темпа бензина в наступившем году неизбежен» - говорит Геннадий Шмаль, возглавляющий Союз нефтепромышленников страны. «Не повлияет на этот процесс и приостановка падения национальной валюты, наметившееся в последнее время», - добавляет он. Учитывая то обстоятельство, что стоимость моторного топлива, тем или иным образом, затрагивает интересы подавляющего числа населения, в ситуацию с ростом цен на бензин должно вмешаться государство. Но, такое вмешательство не должно вызвать перебои с наличием топлива на заправках, в связи с чем, глава нефтепромышленного союза предложил весьма необычный вариант. Нефтяники не исключают возможное появление в России специальных автозаправочных станций, предназначенных для наименее обеспеченных граждан страны.

Поскольку в обозримом будущем уровень налогов для всех снижен быть не может ни при каких обстоятельствах, одним из выходов может стать дифференцированный подход при продаже нефтепродуктов. Так, «социальные» заправки предлагается вводить лишь для малообеспеченных категорий людей, например, для пенсионеров. Помимо социально незащищенных групп граждан страны, государственную поддержку в приобретении автомобильного топлива должны получать и определённые представители малого бизнеса.

В первую очередь - некоторые категории частных предпринимателей, для которых, используемый автотранспорт является не простым средством передвижения, а неотъемлемой частью в организации собственного дела. Шмаль убеждён, что критерии для определения категорий льготников, имеющих право на приобретение относительно дешевого топлива в рамках установленного лимита, следует тщательно проанализировать. 

Возвращение к талонной системе?

В качестве рабочей идеи, авторы введения социальных норм на топливо предложили механизм с использованием специальных талонов на бензин. Приобретать бензин, используя такие талоны, можно будет по зафиксированной государством цене. При этом Геннадий Шмаль полагает, что социальная цена топлива в России должна отличаться от рыночной по региону, не менее чем на треть. Что касается количества отпускаемого льготного бензина, то здесь необходимо провести исследования и выработать социальные нормы. В качестве среднестатистического автомобиля, для расчета потребления топлива, предлагается взять, например, выпускаемые ныне модели Волжского автозавода. Социальные нормы должны различаться, исходя из региона проживания и эксплуатации автомобиля «льготника». Очевидно, что жители северных регионов страны расходуют бензина в среднем больше, чем автолюбители, проживающих в южных областях. 

В качестве примера, приводится такая нефтедобывающая страна, как Иран, где, в целях борьбы с ростом цен на топливо, были введена жесткая социальная норма потребления бензина в объёме 200 литров в месяц. В рамках этого количества, топливо отпускается по фиксированной государством цене, чтобы приобрести бензин сверх установленной нормы, необходимо заплатить рыночную стоимость, которая, в некоторых городах в три раза превышает «социальную». Сегодня по аналогичной схеме в некоторых регионах России происходят расчёты за потреблённую электроэнергию. Цена на электричество, потребленное в пределах установленного лимита на одного проживающего в квартире человека, рассчитывается по льготному тарифу, энергия, потреблённая сверх нормы, оплачивается существенно дороже. 

Проблемы в регионах. Приближение топливного кризиса

Стоит отметить, что в некоторых регионах страны стоимость бензина просто взлетела вверх. Но, если в Краснодарском крае ощутимый скачок стоимости бензина (35-36 рублей за литр 95-го) может объясняться лавинообразным притоком автомобилистов из соседних регионов, в связи с проходящими Олимпийскими Играми, то топливный кризис в далёкой Туве специалисты толком объяснить не в силах. Там стоимость бензина подскочила сразу на 10 рублей за литр. На некоторых заправках были зафиксированы цены на отметке в 50 рублей за литр 95-го бензина. И это при среднем ценовом показателе этого вида топлива по стране, равном 32.61 рубля. При этом большая часть заправок Тувы бездействует по причине отсутствия бензина.

Весьма неблагоприятно ситуация с наличием топлива складывается в Ленинградской и Архангельской областях, в Нижнем Новгороде, Липецкой, Орловской, Тамбовской областях и некоторых регионах Сибири. Так, например, на автозаправках Архангельской области длинные очереди на заправки стали каждодневной реальностью для многих автомобилистов. И здесь всему виной - отсутствие топлива у ряда операторов АЗС.

Критика экспертов

Тем не менее, многие эксперты утверждают, что серьезные предпосылки наступления топливного кризиса и значительного увеличения цен на топливо отсутствуют. Нет никаких оснований и для использования талонной системы. «Некоторая опасность того, что цены на бензин могут резко подскочить из-за падения курса рубля, была в январе, однако сегодня неприятная тенденция миновала», - рассказывает Рустам Танкаев - главный руководитель «ИнфоТЭК - Терминал». «Власти не вводили никаких дополнительных налогов на бензин. Хотя, разговоры об изменении структуры налога на добычу ископаемых были, планировалось также изменить таможенную пошлину. Однако никаких конкретных действий для этого сделано не было. Таким образом, фактором, влияющим на цену бензина, остается изменение курса национальной валюты», - пояснил Танкаев. 

Лидер общественного движения автомобилистов России Виктор Похмелкин также раскритиковал идею нефтяников, предложивших ввести талонную систему. Такая форма социальной дифференциации автомобилистов, впрочем, как и любая другая мера, полагает Похмелкин, не даст желаемого эффекта. «Введение любой талонной системы - абсолютно не рыночный механизм, ничем хорошим такой способ регулирования не заканчивался. Талонная система лишь приведет к массовым спекуляциям, злоупотреблениям и топливному дефициту», - отметил Виктор Похмелкин. 

Мнение автолюбителей

Примечательно, что идею Союза нефтепромышленников не поддержали и рядовые автомобилисты. По неофициальным данным нескольких социологических опросов, проведенных в глобальной сети, большинство автолюбителей - пользователей интернета возражают против введения талонов. Но отечественные автолюбители высказали мнение о необходимости принятия масштабных мер, направленных на установление адекватных цен на бензин. Для страны, где добыча нефти является одним из приоритетных направлений экономики, столь высокие расценки на топливо просто недопустимы - считает подавляющее большинство опрошенных.

Сколько тратить денег на топливо, каждый автомобилист должен определять сам, исходя из своих потребностей и финансовых возможностей. Опрошенные уверены, что у государства предостаточно рычагов для регулирования цен на автомобильное топливо без допущения признаков кризиса отрасли. Это могут быть как антимонопольные меры, так и программы по стимулированию нефтяных компаний, работающих на внутренний рынок страны. Именно так регулируют национальный топливный рынок власти США, Канады и многих других стран. Ориентироваться нужно именно на них, а не на пример с Ираном.

С мнением автолюбителей весьма трудно не согласиться. В России, где множество официальных безработных разъезжают на автомобилях, стоимостью не один миллион рублей, введение социальных автозаправок породит множество коррупционных схем и способов нажиться за счет действительно малоимущих категорий граждан. 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Joomla SEO powered by JoomSEF
   
| 2007 - 2018 | © АВТОгазета | |