Последние объявления  

Поиск по объявлениям  

Цена:
Год выпуска:
Расширенный поиск
 

Возможна ли единая методика расчетов по ОСАГО?

ПечатьE-mail

Закон, предусматривающий обязательное наличие у российских водителей страховых полисов, действует в стране уже более 11 лет. За это время его нормы неоднократно дополнялись и корректировались. Однако с каждым годом отрасль обязательного страхования автомобильной гражданской ответственности становится более проблемной и вызывает значительное количество возражений со стороны самих автомобилистов.

Пожалуй, самым острым моментом всей процедуры ОСАГО является вопрос осуществления расчета и размер выплаты денежной суммы при наступлении страхового случая. В целях эффективной реализации принятого закона, сразу после его утверждения, правительственным постановлением Минтрансу России была поручена разработка методики осуществления расчета ущерба, причиненного при ДТП. Этот документ должен был стать единым не только для автомобилистов и страховщиков, но и для организаций - оценщиков, чьи эксперты производят технический осмотр поврежденного в аварии автомобиля. Но, спустя 11 лет единой методики расчета, утвержденной федеральными властями, так и не появилось. 

У каждого своя правда

Такая ситуация вовсе не означает, что все 11 лет страховые компании и эксперты-техники действовали, руководствуясь одним лишь «революционным правосознанием», определяя стоимость повреждений наугад. Методики расчета ущерба существовали и до сих пор существуют, причем, в количестве пяти штук. Мало того, все пять методик действующие и регулярно применяемые. Но именно такое разнообразие в подходе определения размера ущерба при ДТП и порождает многочисленные споры между страховыми компаниями и страхователями при наступлении страхового случая. Типичной является ситуация, когда, страховая компания выплатила клиенту по полису ОСАГО сумму возмещения, на основании данных эксперта-техника, а клиент, не согласившись с причитающейся выплатой, обращается в стороннюю экспертную организацию. Как правило, повторная оценка, проводимая сторонним оценщиком, показывает совершенно другую сумму выплаты, ввиду чего страхователь вынужден обращаться в суд с иском к страховой компании, занизившей, по его мнению, сумму страховой выплаты.

Инициативу взяли страховые компании

Специалисты Российского союза автостраховщиков уже давно говорят о необходимости разработки и принятия на уровне государства единой для всех методики расчета размера причиненного ущерба при ДТП. Перестав дожидаться от министерства транспорта выполнения своих непосредственных обязанностей, в части разработки порученного 11 лет назад документа, союз отечественных автостраховщиков самостоятельно выступил инициатором разработки столь необходимого проекта. В разработке методики принял участие весьма широкий круг экспертного сообщества. Впервые информация о ключевых аспектах разрабатываемой методики информация появилась еще в середине 2013 года.

Следующим этапом действий стали поправки в действующий закон об ОСАГО, разработанные российским правительством. Их окончательное утверждение позволит Центральному Банку России утвердить методику расчета ущерба при ДТП. Очевидно, что, обладая полномочиями регулятора страхового рынка страны, Центробанк утвердит разработанный специалистами союза автостраховщиков проект необходимого документа. По словам одного из руководителей союза автостраховщиков Сергея Дорофеева, формулы расчета расходов на восстановление поврежденного автомобиля взяты из существующего правительственного постановления №361 от 24 мая 2010 года. Разработчики методики лишь подкорректировали их, учтя практику фактического применения. К примеру, в формуле, утвержденной Правительством, использовались определенные коэффициенты, учитывающие страну изготовления автомобиля. Как показала практика, зачастую установить такую страну не представляется возможным. Или вопрос может потребовать значительного количества времени. Сегодня от указанного коэффициента решено отказаться. 

Износ остался

А вот от учета степени износа, против которого категорически возражали правозащитники, отказаться не удалось. Степень износа напрямую зависит от пробега автомобиля и его возраста. Кстати, именно определение возраста машины вызвало немалые споры среди участников экспертного совета, который рассматривал проект методики в заключительной стадии его разработки. Специалисты предлагали различные варианты определения возраста машины, вплоть до запроса официального дилера. В итоге было решено не устанавливать дату выпуска автомобиля, а исходить из того, сколько полных лет прошло с начала эксплуатации авто. Такой подход стал небольшим плюсом в пользу автовладельцев, тем более что заниматься установлением даты выпуска машины не желали и сами страховщики. Ведь на это может потребоваться немало времени, а рамки сроков выплат с момента обращения потерпевшей стороны никто не изменял.

Кроме описанных коэффициентов износа, существует и, т.н., индивидуальный коэффициент. Его применяют, если какая-либо деталь в машине изношена заметно более, нежели это положено, исходя из возраста и пробега автомобиля. Например, машина уже побывала в аварии и ремонтировалась - у годовалого авто крыло имеет три слоя шпатлевки, либо дверь собрана и сварена из других двух дверей. В таком случае используется дополнительный коэффициент. Стоит отметить, что износ начисляется далеко не на все элементы. Без износа рассчитываются детали тормозной и рулевой систем, оптика, ремни и подушки безопасности - все то, что непосредственно влияет на безопасность, и при неполадках чего запрещено использование автомобиля. Напрашивается вопрос, каким образом эксперты брать стоимость запасных частей и нормочаса для определения стоимости работ? Для этого, сразу после утверждения методики, запланирована разработка ценовых справочников. По предварительным подсчетам, в справочниках будет более 80 млн. записей. По задумке разработчиков, справочники должны будут покрыть не менее 80% всех существующих моделей машин. Обновление информации в справочниках будет происходить два раза в год.

В случае если потерпевшая сторона в ДТП являлась обладателем автомобильного эксклюзива, детали которого в справочнике отсутствуют, расчет придется проводить вручную, как это происходит сегодня. Эксперт соберет статистику по ценам на конкретный агрегат, после чего, выведет среднюю цену. 

Плюсы и минусы. Мнения разделились

Как считает подавляющее большинство страховщиков, появление в России единой методики станет очевидным благом: автовладельцы будут понимать, каким образом оценивается полученный в ДТП ущерб, а страховые компании - какие претензии они могут получить со стороны страхователей. Появление единой методики особенно ждут страховщики в регионах. Так, руководитель архангельского филиала СК «Проминстрах» Сергей Блументаль посетовал на то, что последние годы страховые компании стали выступать объектами общественного битья. В связи с чем, одним из аспектов создания методики стала попытка перевести ситуацию из плоскости эмоций в плоскость обсуждения конкретных фактов. «Сегодня Россия, пожалуй, остается единственной страной в мире, где обязательное автострахование представляет одну из самых конфликтных зон», - поясняет Блументаль. 

Эксперты считают, что России требуется, как минимум, 5-7 лет, чтобы достигнуть уровня европейских государств в сфере услуг автострахования. Ведь почти во всех странах Европы алгоритм действий очень прост - после ДТП потерпевший автовладелец и оценщик обращаются в автосервис, где необходимые данные вводятся в компьютерную программу, которая моментально рассчитывает размер ущерба. В подобной ситуации взаимных претензий сторон просто не возникает. Впрочем, общая методика в представленном виде не только принесет пользу. Всё тот же начальник филиала СК «Проминстрах» в Архангельске отмечает, что новый документ содержит немало норм, способных затруднить работу экспертов. Ведь методика предусматривает расчет ущерба на месте ДТП. И, если эксперт-техник в Архангельске будет оценивать размер ущерба, полученного в Санкт-Петербурге, каким образом ему придется собирать необходимые данные для статистических наблюдений? 

Откровенные скептики вообще полагают, что с введением единой методики, для автомобилистов ничего не поменяется. Страховым компания в любом случае будет выгодно недоплачивать. Сегодня по ОСАГО недоплаты существуют в 100% страховых случаев, но разница в том, что какие-то страховщики уменьшают выплаты на все 60-70% от реального размера ущерба, а другие недоплачивают всего 10%. Человек попросту не пойдет судиться, если размер недоплаты будет относительно невелик, за счет чего страховые компании и сокращают свои убытки. Правда, страховщики соглашаются с тем, что какая бы методика ни была принята, ее все равно раскритикуют. Ситуация на сегодняшний день обострена, уровень недовольства реализацией ОСАГО среди автомобилистов чрезвычайно высок, поэтому проблему с ОСАГО необходимо хоть как-то решать.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Joomla SEO powered by JoomSEF
   
| 2007 - 2018 | © АВТОгазета | |