Последние объявления  

Поиск по объявлениям  

Цена:
Год выпуска:
Расширенный поиск
 

Импортозамещение в автопроме России?

ПечатьE-mail
Уже более года одни эксперты предрекали, что Российская Федерация введет антисанкции против западных автоконцернов на территории России. Другие не менее активно предсказывали, что произойдет наоборот - страны Запада введут эмбарго на поставку комплектующих и ввоз автозапчастей. Однако, в реальности вышло несколько по-другому.
Автопром оставался за скобками
   Слова «санкции», «эмбарго» не сходят со страниц изданий. Под запрет попали и продолжают попадать многие позиции. Продукты питания, сырье, техническая продукция. В противовес этим процессам постоянно озвучивается слово «импортозамещение». Которое подразумевает, что Российская Федерация начинает и будет производить отечественные аналоги западной продукции. До последнего времени за рамками этого процесса оставалась автомобильная промышленность - производство легковых автомобилей. Реальных серьезных запретов не осуществлялось, хотя, российское правительство сразу же после запрета закупок продовольствия у стран, которые ввели ограничение на торговлю с Россией, озвучило намерение «урегулировать» и сферы авиа-, автомобилестроения. Правда, при этом конкретные меры не назывались. Экспертным сообществом до недавнего времени рассматривались три варианта ответных российских санкций.
 
 
Первый вариант
   В первом из ответных вариантов речь могла идти о том, что РФ запретит импортировать в Россию автомобили западного производства и комплектующие к ним, причем коснуться этот шаг должен был и автомобилей, собранных на территории России. Такой вариант насторожил и даже испугал российских дилеров. Со своей стороны они стали высказывать мнение, что стоит не запрещать импорт вообще, а только запретить государственные закупки таких машин. Это бы частично вывело из-под удара автосалоны. Да, чиновникам бы пришлось отказаться от их любимых немецких автомобилей, зато сохранился бы частный рынок таких машин. Ведь доля централизованных закупок у Мерседес составляет около трети всего российского объема.Такой вариант создал бы тепличные условия не только для российских производителей. От него выиграли бы в первую очередь китайские и корейские автопроизводители. Они-то под подобные санкции не попали бы. Импортозамещения не получилось бы. Продажи Лад падают в любом случае - рынок стагнирует.
 
Второй вариант
   Следующий вариант возможных санкций выглядел бы, по мнению экспертов, более щадящим. Предполагалось запретить для ввоза в страну автомобили производства американских, европейских и японских автокомпаний. То есть, запрет коснулся бы практически всех тех производителей, что и в первом варианте. Это мог быть полный запрет, частичный - через пошлины. Однако при этом послабление предусматривалось для тех компаний, которые достаточно много инвестировали в свои производства, находящиеся в России. Больше всего от такого решения пострадали бы американцы, несмотря на то, что под Санкт-Петербургом у Форда уже с 1998 года существует собственное производство легковых машин. Но компания, получив достаточно высокую прибыль за годы существования филиала, производство особо не развивает, тормозит в продвижении на российском рынке. И при малейшем застое в продажах временно приостанавливает сборку машин. При этом отношения с дилерами сложные.
 
Для Дженерал Моторс такой поворот мог бы стать существенным ответным ударом. В лучшие времена они продавали около 170 000 машин в год на территории России. При этом их производство в РФ было исключительно отверточным. Компания ничего не делала для того, чтобы развернуть в России производство комплектующих. Но и у Форда не такие уж большие продажи, в лучшие годы, около 100 000 в год. В то время, как продажи на западных и на других рынках у этих автогигантов исчисляются миллионами. Большого урона им подобные санкции не принесут.
 
   Другое дело - европейские компании, в первую очередь, немецкие. Но тут можно получить и ответный удар. Россия тоже экспортирует автомобили, и европейский рынок - один из основных. Так что Лада от такого поворота вряд ли выиграла бы. Ко всему прочему, ее продажи и так сейчас проседают. Плюс ко всему, пострадают и российские автосалоны, которые в основном специализируются на обслуживании западных автомашин. Единственные, кто бы получил явную выгоду, это корейцы и китайцы.
 
Третий вариант
  Этот вариант наиболее радикальный и убийственный. Запрет ввоза комплектующих и запчастей от компаний тех стран, которые ввели ограничительные санкции в отношении России. Причем удар получат обе стороны конфликта. И Запад и Российская Федерация. Причем на такой шаг в принципе готовы обе стороны. Если подобное произойдет, то автокомпании, имеющие собственное производство в Росси, просто не сумеют продолжить сборку машин. Локализация производства комплектующих в РФ достаточно низкая. Согласно договоренностям, локализация на уровне 60% должна быть достигнута лишь к 2020 году. На сегодняшний день значительно меньше 50% деталей имеет российское происхождение. Причем, наиболее сложные детали и агрегаты однозначно поставляются из-за рубежа. В таком случае на рынке останется только АвтоВАЗ. Но работать ему придется не в полную силу. Рено и Ниссан собирают с большой долей импортных комплектующих, да и чисто российские модели содержат в себе до 5% импортных комплектующих. Естественно, что производители машин останавливать производство по такому сценарию не станут. Будут искать лазейки. Вместо родных комплектующих в Россию станут поставлять китайские аналоги. Вот и получится, что вместо поддержки отечественного производителя поддержка будет оказана китайскому.
 
В «сухом остатке»
   Гадание экспертов «на кофейной гуще» хорошо тем, что позволяет просчитывать варианты, предвидеть сложности, выявлять подводные камни. Положение на автомобильном рынке России в последние годы сложное. Введение жестких санкций не могло бы привести ни к чему хорошему. Скорее всего, взвесив все за и против, не предпринимая поспешных шагов, в руководстве страны пришли к недавнему решению вопроса. Президент В.В. Путин подписал поручения правительству, касающиеся дальнейшего развития отечественного автопрома. Сосредоточиться придется на локализации производства комплектующих, улучшении их качества, на господдержке местных производителей. Ни о каких значительных санкциях против западных производителей речи не идет. Импортозамещение предполагается в эволюционном режиме. Сделать его полным вряд ли получится даже в отдаленном будущем. Мало того, оно лишено целесообразности. Мировой опыт уже доказал, что куда эффективнее работать в связке с иностранными производителями, получая при этом новые технологии. К тому же, в таком случае и введение санкций со стороны Запада становится менее вероятным.
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Joomla SEO powered by JoomSEF
   
| 2007 - 2018 | © АВТОгазета | |