Реальны ли электробусы в России?
- Правительство страны собирается в течение этого года оснастить большинство крупных городов России электрическими автобусами. Пилотным регионом станет Ярославль, где электробус выйдет на свой маршрут наряду с остальным общественным транспортом ко Дню города. Власти города сообщают, что новый вид транспорта обладает повышенным запасом хода. Так, электробус способен проехать на одном заряде всю смену. Литий-ионные аккумуляторы электробуса, произведенные в Новосибирске, достаточно подключить к электрической сети на 3-4 часа для полной зарядки, или на полчаса - для частичной. Вслед за Ярославлем, новые электробусы испытают на своих дорогах Новосибирск, Москва, Казань и Уфа.
Новая альтернатива общественному транспорту
- Власти Ярославля подписали контракт о закупке нового общественного транспорта, среди которого 14 троллейбусов повышенной комфортности и 1 автобус, работающий на электрической тяге. Новый электрический автобус, собранный в России, работает на литий-ионных аккумуляторах, которые производятся в Новосибирске на заводе «Лиотех».
-
Таким образом, это полностью отечественный продукт, работающий на электротяге.
Электробус обладает большим запасом хода, что позволяет проехать на одном заряде всю смену. При этом он не нуждается в дополнительной подзарядке во время движения. Электробус представляет собой низкопольное транспортное средство 12 м в длину с площадкой и входом для инвалидов. Электрический автобус с точки зрения разработчиков является весьма комфортным и экологичным средством передвижения. Электробус совершит свой первый маршрут в Ярославле на День города. - Предварительные образцы городских электробусов были представлены на прошедшей в 2011 году выставке. В течение текущего года такими машинами планируется оснастить большинство крупных российских городов. А в следующем году и все остальные города, так как проект по внедрению электробусов рассчитан на 2012-2013 годы. Возможно, что электробусы после проверки их эффективности, экономичности и экологичности в российских городах, будут использованы на Олимпиаде в Сочи в 2014 году.
- Вслед за Ярославлем электробусы появятся на дорогах столицы. Они представляют собой гибрид автобуса «НефАЗ» и троллейбуса «Тролза». Все электробусы работают на отечественных литий-ионных аккумуляторах новосибирского завода «Лиотех». Инженеры спроектировали электрический автобус таким образом, что машина производит самодиагностику на наличие неисправностей и самостоятельно устраняет их. Это гарантирует полную безопасность транспорта и позволяет избежать простоя в дороге.
- Кроме того, инженерам и разработчикам удалось снизить потребление электрической энергии нового транспорта на 35-40 процентов, что дает им видимое преимущество перед троллейбусами. Московские власти планируют закупить около 100 электробусов и выделяют из бюджета на эти цели порядка 700-800 миллионов рублей. Однако стоит отметить, что стоимость одного электробуса вдвое выше обычного автобуса.
- Тем не менее, чиновники уверены в том, что новый вид общественного транспорта намного выгоднее в эксплуатации, чем обычные автобусы и троллейбусы и окупит свою стоимость за пару-тройку лет. Ведь ежегодные расходы на зарядку электробуса составят 150-200 тысяч рублей, а топливные затраты для обычного автобуса составляют 750-800 тысяч рублей в год.
- На дорогах Казани в скором времени тоже появятся электробусы. В январе текущего года власти города закупили 5 автобусов, работающих на электрической тяге, у российского автопроизводителя «КАМАЗ». Электробусы будут основой инфраструктуры для студенческих игр Универсиады-2013, которая пройдет в Казани. Электробус будет также создан на базе автобуса «НефАЗ» с литий-ионными аккумуляторами от новосибирского завода «Лиотех». Перед пуском электробусов на дороги Казани, они пройдут тестирование в Новосибирске.
- Вслед за Казанью новые электробусы опробуют дороги Уфы. Первый электрический автобус произведен в Башкирии и сейчас проходит тестовые испытания в Москве. Сборка второго образца электробуса подходит к завершению. Планируется, что эксплуатация электробусов не ограничится только дорогами Уфы, так как ими уже заинтересовались власти Казани, Москвы и нескольких других крупных российских городов.
- Вообще же, своим появлением электробусы обязаны новосибирскому заводу химконцентратов, который и является первым и основным заказчиком нового типа общественного транспорта. Так, в Новосибирске недавно успешно закончились испытания электробуса в условиях суровой российской зимы. Так как Новосибирск является одним из самых протяженных по площади российских городов, то чиновники планируют максимально оснастить им дороги, чтобы не тянуть контактные сети для троллейбусов в удаленные районы.
- Серийный выпуск электробусов на российских заводах должен начаться к концу 2012 года. Так, производители электрических автобусов и аккумуляторов к ним «Мобэл» и «Лиотех» планируют выпустить около 150 электробусов. При этом будут задействованы мощности не только завода «НефАЗ», но и других отечественных автопроизводителей.
Перспективы электробусов
- Правительство страны разработало специальную концепцию, согласно которой планируется плавный переход на оснащение российских городов новым видом общественного транспорта, работающего на электрической тяге. Поэтому со временем автобусы и троллейбусы должны стать неконкурентоспособными из-за своей неэкологичности и больших расходов на эксплуатацию и обслуживание.
- Эксперты уверены, что при соответствующей заинтересованности и поддержке государства в скором времени должно начаться серийное производство электробусов, которое позволит уже в следующем году оснастить такие крупные российские города, как Архангельск, Тюмень, Хабаровск, Белгород, Волгоград и другие. В целом же, считают эксперты, что массовое оснащение электробусами российских городов произойдет после Сочинской Олимпиады 2014 года.
- Тем не менее, некоторые эксперты опасаются, что при столь высокой цене электробусы не смогут себя окупить. Литий-ионный аккумулятор может потребовать замены через 2-3 года, что повлечет за собой новые расходы, которые могут приравниваться к стоимости обычного автобуса. Несмотря на экологичность электробуса и его экономичность в плане эксплуатации, высокая стоимость этого вида общественного транспорта может сделать его менее предпочтительным по сравнению с обычными автобусами и троллейбусами.
- Некоторые скептики не пророчат большого будущего российским электробусам. Они заявляют, что пока прошли только тестовые испытания единичных образцов, и неизвестны эксплуатационные характеристики и параметры электробусов, а также затраты на их обслуживание и ремонт. Эти данные получают на основе многолетних испытаний. Поэтому пока рано судить о том, насколько реально оснастить дороги российских городов электрическими автобусами.
- Чтобы получить хотя бы приблизительные данные об эксплуатационных характеристиках и параметрах электробусов, необходимо произвести с десяток подобных машин, чтобы протестировать и опробовать их в различных регионах страны с разными климатическими условиями. Только тогда станет ясно, насколько этот новый вид транспорта эффективен и конкурентоспособен, и в каких городах России он будет востребован.
- Еще совсем недавно нельзя было с уверенностью говорить о внедрении электробусов в качестве общественного транспорта, так как его зарядки едва хватало на пару часов езды, а большие размеры аккумуляторов тормозили серийный выпуск. Но наука не стоит на месте, и сейчас сказка стала былью. Первые электробусы совсем скоро заколесят по дорогам российских городов, открывая новую веху в истории общественного транспорта.
- Однако, пока судить о перспективах электрических автобусов рано, так как не выявлены их плюсы и минусы. Безусловно, электробусы более экологичны по сравнению с обычными автобусами и более экономичны в сравнении с троллейбусами. Однако, пока неизвестно, какое количество затрат в денежном эквиваленте на свое обслуживание потребуют электробусы.
Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
20.04.2012 13:46