Обязательное страхование автомобилей отменят?
По всей видимости, да. В ближайшем будущем предполагается провести масштабную реформу, которая призвана преобразовать страховой рынок страны. По словам чиновника, необходимость в данных реформах обусловлена множественными проблемами с выплатами и самой процедурой оценки ущерба у страховщиков. Обязательное страхование на сегодняшний день расценивается как бесперспективное направление, на смену ему должны прийти вмененное страхование и страховая культура российского сообщества. В любом случае, каким способом человек будет страховать свои риски - личное дело каждого.
Министерство финансов также довело до сведения, что правительство намеренно прекратить выплату компенсаций из бюджета тем гражданам, которые пострадали от техногенных катастроф. Предполагается, что текущим регулятором российской страховой отрасли выступит ЦБ России. В связи с этим данной структуре дополнительно вменили еще 800 функций. Правительство осознает все сложности переходного периода, и тот факт, что механизмы взаимодействия ЦБ и страховщиков были проработаны только теоретически. К тому Центральный Банк не является правительственной структурой. Поэтому Моисеев подтвердил тот факт, что степень контроля и надзор за исполнением нормативных актов на первом этапе будет достаточно жестким.
На сегодняшний день в России существует пять основных видов страхования: страхование автомобилей, персонала, гражданской ответственности, медицинское и личное страхование. Страхование автотранспортных средств - весьма популярный и востребованный вид страховых услуг.
Обязательное и добровольное страхование автомобилей в России
Автомобильная страховая реформа была проведена в России в 2003 году, ввиду чего каждому владельцу автомобиля необходимо было произвести страхование гражданской ответственности - ОСАГО, в миру известное как «автоцивилка». Вместе с договором ОСАГО застрахованный водитель получал форму извещения о ДТП. В случае аварии, форма должна быть представлена в страховую компанию. При этом добровольное страхование по-прежнему остается жизнеспособным вариантом и включает в себя: автоКАСКО (всеобъемлющее страхование), дополнительную страховку оборудования, добровольное страхование гражданской ответственности (увеличивает лимит ответственности по договору обязательного страхования), страхование водителя и пассажиров от несчастных случаев.
Условия и расходы по страхованию разнятся в зависимости от страховой компании. У большинства из них на представительском сайте есть калькулятор, с помощью которого можно рассчитать общую стоимость услуг.
Страховая выплата по обязательному страхованию является небольшой, она предусматривает капитальный ремонт и некоторые расходы на восстановление транспортного средства. В случае возникновения несчастного случая, для погашения ущерба, страхователь в течение 15 дней должен представить в страховую компанию соответствующие документы. Стандартный срок их рассмотрения - месяц. Опять-таки, процедура оценки ущерба и политика выплаты компенсаций варьируется в зависимости от страховщика. До недавнего времени требование по страхованию ответственности выступало в качестве предварительного условия для получения технической сертификации автомобиля. С другой стороны, ценообразование и страховые премии по добровольному страхованию сильно зависят от типа автомобиля, что делает его непрактично дорогими для старых моделей. Ко всему прочему, экономический кризис негативно повлиял на доходы многих автовладельцев, не давая им возможности воспользоваться новыми продуктами добровольного страхования.
Страховка по-русски, или как это работает
Реальное страхование в России на практике работает очень слабо. Допустим, ваш годовой фонд страхования составляет 90000 рублей и охватывает в общей сложности 600000 рублей. Если вы используете 300000 рублей на ремонт авто после аварии, то останетесь должны вашей страховой компании еще 45000.
Относительно самого процесса. В случае возникновения аварийной ситуации вы должны вызвать сотрудника полиции. Пока он не появится, вы не имеете права перемещать автомобили. После того, как появляется представитель ГИБДД, становится еще интереснее. Как правило, он разводит жертв аварии, выслушивает по отдельности их версии происшедшего и предлагает рассмотреть свою интерпретацию в денежном эквиваленте. В зависимости от суммы, вам может быть на месте вынесен вердикт - как виновен, так и не виновен. Схема работает в больших городах и отдаленных поселках.
Страховые системы не отлажены, а сколько вы сможете взыскать с того, кто практически ничего не имеет? Вы можете провести годы в судах, выиграть дело, в результате, ответственного за аварию обяжут выплачивать вам из зарплаты размером в 30000 рублей ежемесячно около 20 %. Таким образом, вы будете получать ваши деньги до тех пор, пока этот человек живет и работает. Это в свою очередь означает, что если у вас хороший автомобиль (Audi A8), а ущерб составляет 248000 рублей, то период компенсации затянется на 4 года.
На сегодняшний день ведущими страховыми компаниями, занимающимися автомобильными рисками в России, являются: Росгосстрах, Уралсиб, Росно и Согласие, Ренессанс-страхование, Спасские ворота, Оранта и им подобные. Они предлагают свои услуги не только на столичных автомобильных рынках, но и в регионах. Например, в Архангельской области Россгострах сумел охватить 60% автомобильного парка, хотя здесь между собой конкурируют порядка 30 страховых фирм. Договор ОСАГО, по сути, в принудительном порядке заключили около 80% владельцев транспортных средств страны.
Добровольное страхование против обязательного
Сегодня страховой рынок Российской Федерации имеет наибольший потенциал в Центральной и Восточной Европе. Доля России в мировом страховом рынке составляет 0,96 % от общего объема страховых выплат, по общему объему поступлений от страховых премий впереди нее находится только Бельгия и Ирландия. За два предыдущих года страховой бизнес претерпел несколько глобальный изменений, вышел закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасного объекта за вред, причиненный при аварии на опасном объекте», и закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажиров, о порядке возмещения убытков, причиненных при перевозках пассажиров метрополитена».
Хотя в любом случае, понятно, что ключевым двигателем страховщиков все же является доверие страхователей, которое может быть достигнуто путем увеличения прозрачности, контроля услуг и финансовой стабильности государства. После распада СССР, Россия отказалась от контролируемой государством системы обязательного страхования в пользу добровольного страхового рынка, базирующегося на частной собственности, хотя некоторые структуры были оставлены. Государственная монополия - Госстрах, преобразовалась в приватизированную структуру Росгосстрах. По состоянию на 2012 год Россия на своей территории имеет 604 зарегистрированные страховых организаций.
Согласно последних поправок к «Федеральному закону об организации страховой деятельности в России», предприятия, которые приняли решения заниматься страховой деятельностью, должны иметь уставной капитал не менее трех млн. евро, если в пакете предоставляемых услуг будет числиться страхование жизни, то финансовые требования возрастают до шести миллионов евро. По официальным оценкам, в связи с нововведениями лицензии могут лишиться более 100 страховых организаций. Таким образом, светлое будущее добровольного страхования кажется несколько сомнительным. К тому же до сих пор на страховом рынке актуален вопрос защиты прав потребителей, при этом показатель страхового мошенничества достаточно высок. Пройдет немало времени, пока страховщики станут более ответственными, вполне возможно, что их мотивирует на это ряд законодательных инициатив и контролирующих органов.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи