Отмена сертификации автосервисов: теперь можно все и всем?

Печать

Подписанное три года назад Постановление Правительствам № 982, действующее в настоящее время имеет очень весомую недоработку. Тогда из документа были исключены работы по сертификации услуг автосервисов, иными словами государство ликвидировало тот самый «фильтр», который защищал добросовестных предпринимателей и наивных клиентов от некачественного ремонта. 

Снятие барьера позволяет «серым» сегодня расти как грибы после дождя, браться за ремонт любых автомобилей ни чем не рискуя, ведь в случае судебной тяжбы, сервис попросту «откреститься» от проблемного клиента, заявив, что не занимается этим видом работ. 

Александр Меркушев, директор INNGAS service
- Не сертифицировать автосервис, значит на подтвердить качество оказываемых услуг. Отмена сертификации — это парадокс. Машина — источник повышенной опасности, производить ремонт ТС необходимо в нормальных условиях с хорошим оборудованием и профессиональными мастерами. По сути если у сервиса нет сертификации его право производить те или иные виды работ не подтверждено никем: ни государством, ни какой-либо другой структурой. Все это ведет к понижению качества предоставляемых услуг, бросает тень на другие сервисы, где есть необходимое оборудование и увеличивает аварийноопасность на наших дорогах.
По оценкам специалистов сейчас в Архангельске работает около сотни автосервисов. Условно их можно разбить на три группы: сервисные центры официальных дилеров, независимые сервисы и гаражники. С первыми все просто, при автосалоне существует сервис, который обслуживает гарантийные автомобили проданные через салон и любые другие машины по официальному прайсу. Независимые сервисы — это как правило большие  ремонтные площади, способные принимать от нескольких автомобилей до десятка. В таких мастерских производят различные работы от слесарных до покрасочных (в зависимости от имеющегося оборудования и специалистов), дают гарантию. Цены у таких сервисов разняться, но как правило устанавливаются на одном уровне, поскольку такие компании несут примерно одинаковые затраты. 
Экономика вопроса: скупой платит трижды
Еще один игрок на рынке — гаражные мастерские, и вот тут уже не существует никаких «правил рыночной игры». Кто во что горазд. Нет определенного прайса, нет необходимых площадей для ремонта, оборудования, и вряд ли мастера где специально обучались. Зато ниже ценник, но и гарантий никаких.  
Открыть подобный автосервис сейчас так же просто как купить буханку хлеба в магазине. Регистрируем ИП, снимаем гараж или используем уже имеющийся, берем в помощники пару-тройку друзей, которые видели машину с открытым капотом и начинаем, будет прекрасно если они принесут с собой еще и инструменты — и все, автосервис готов: легко и просто. В пору начинать рекламировать свои услуги. 
На деле такой подход оборачивается плачевным результатом. Вы пригоняете машину в недорогой сервис, где обещают сделать «все как было» за весьма скромную плату. Ваше желание сэкономить понятно, но задумайтесь о последствиях. Гаражные мастера вряд ли имеют хорошую квалификацию, их оборудование оставляет желать лучшего (если оно вообще имеется), а вероятность того, что будет нарушена технология стремится к ста процентам. Даже если вы получите исправный автомобиль, вы не получаете никаких гарантий. И вроде, бы ладно, пусть существуют, каждый зарабатывает как может. Да и автомобилист, везя машину в подобный сервис все великолепно понимает. Вероятно потом он пожалеет о своем выборе и ему придется переплатить, но по началу есть простое желание — сделать по — дешевле.      
Однако, как показывает практика от гаржный ремонтников страдают и магазины запасных частей. Все просто, человек купил запчасть, пришел в гаражный сервис, ему установили эту запчасть не правильно. В итоге сломалась машина. Он обращается в суд, основываясь на законе о защите прав потребителя. И ответчиком в суде выступает магазин, который продал запчасть, а не сервис, который ее установил. Возможно даже, такой клиент предоставит  результаты не совсем честной экспертизы, дабы доказать свою правоту. Конечно, в итоге, будет назначена судебная экспертиза, и правда восторжествует. Но магазины теряют время, несут расходы на юристов, и все судебные тяжбы и так же подставляют под удар свою репутацию. 
Руслан Зубель, директор автосервиса и магазина «РусАвто» 
- Подобные случаи не редкость и уже встречались и в нашей практике. Отмена сертификации подставляет под удар не только клиентов, но и добросовестных предпринимателей. Мы несем затраты на покупку оборудования, получения лицензий, на обучение персонала. А что в итоге? Независимые сервисы теряют клиентов, народная молва о плохо выполненной работе разносится в среде автомобилистов мгновенно. И вряд ли кто-то будет выяснять, где конкретно производился некачественный ремонт в гараже или хорошем независимом сервисе, тень падает на весь рынок. Чаще всего автомобилисты перестраховываются и обращаются к официальным дилерам, где ремонт обходится гораздо дороже.     
 
По данным аналитического агентства «Автостат», автомобилем в России владеет порядка 47% жителей. Это огромная цифра, большой рынок, и получить свой кусок пирога хотят многие. Понятно и то, что желающие не будут делать упор на качестве и репутации. Всегда найдутся те, кто хочет «сделать по быстрее и по дешевле», за счет них и будут существовать подобные сервисы. Автомобилистам можно защитить себя только самим. Перед сдачей машины в сервис, осмотритесь. Сервис должен иметь большие площади, отдельные цеха по покраске и слесарному ремонту, должна быть покрасочная камера, мастера одетые в униформу. С вами должны заключить договор и подробно прописать в нем, что вы желаете ремонтировать. И напоследок, спросите сертификат, это ваша гарантия. 
 
P.S. Еженедельник АВТОгазета отправил официальный запрос в Роспотребнадзор и Бюро сертификации по Архангельской области с целью прояснить данную ситуацию.  
 
События
Joomla SEO powered by JoomSEF