Необходимо ли штрафовать водителей-тихоходов?

Печать

На днях представители Либерально Демократической Партии России в лице вице-спикера Игоря Лебедева повторно внесли на рассмотрение в Госдуму законопроект, предусматривающий более радикальные меры в отношении водителей тихоходных транспортных средств, не желающих уступать дорогу следующим за ними автомобилям, тем самым провоцируя аварийные ситуации. 

Попытка узаконить поправки к Кодексу об административных правонарушениях была сделана в 2012 году, однако документ потребовал доработок. Сегодняшние российские ПДД содержат указания для водителей, которые ввиду объективных технических характеристик машин не могут передвигаться свыше определенной скорости.

К сожалению, данные рекомендации не подкреплены финансовыми санкциями, что в свою очередь приводит к спекуляциям на дорогах со стороны ГИБДД. Как отмечают водители, некоторые инспекторы ДПС совместно с водителями тихоходов занимаются «выбиванием» денег у нетерпеливых водителей, совершающих обгон последних по сплошной полосе. Начиная с Архангельской области, заканчивая Чукотским краем, невзирая на первопричины, активно применяется наказание за проступок - выезд за полосу, предназначенную для встречного потока машин. Отсюда вопрос, нужно ли штрафовать самих водителей тихоходов? Возможно. Теперь практика взыскания не будет односторонней, и автолюбителям не придется расставаться со своими правами.

Законотворчество и ПДД

Предполагается, что данные поправки затронут статью 12 Кодекса о нарушениях правил дорожного движения на автомагистралях: если шофер, управляющий транспортом, чья скорость ограничена 30 км / ч, не сочтет нужным пропустить другие автомобили, на него будет наложен штраф от одной до полторы тысячи рублей. К автомобилям - тихоходам можно отнести не только крупнотоннажные грузовики, но и комбайны, строительную технику, трактора. Как отмечает газета «КоммерсантЪ», ситуация усугубляется еще тем, что большинство дорог в РФ имеют всего лишь одну дорожную полосу, поэтому транспортные средства, перемещающиеся с низкой скоростью, по сути приводят к парализации движения.

Негласный закон прижаться к обочине дороги и пропустить движущийся за ними автомобиль существует лишь у дальнобойщиков, остальные водители наплевательски относятся к себе подобным, чем и вызывают справедливое негодование. Здесь стоит также напомнить, что ПДД все же разрешают обгонять тихоходы даже после дорожного указателя «обгон запрещен», если на заднем стекле такого авто есть метка - красный треугольник с флюоресцирующей обводкой красного или желтого цветов. Знак был введен в эксплуатацию еще в 1993 году, фигурирует в положении, регламентирующем использование транспорта, относится к машинам со скоростным лимитом, установленным на предприятии-изготовителе, не более 30 километров в час. В том случае, если на обгоняемом авто знак отсутствует, то нарушителю будет грозить лишение прав на минимальный срок от четырех месяцев. Актуальным остается вопрос, как часто вы видели подобный знак на тихоходах, и как визуально определить, является ли он «тихоходным» или просто медленно едет?

В свою очередь, текущие положения дорожных правил предписывают водителю автомобиля, который «конструктивно» не может перемещаться с высокой скоростью, пропустить следующие за ним машины, уйти вправо либо же остановиться. Здесь так же остается непонятным, сколько времени следует пребывать тихоходу на обочине в случае плотного движения. Нужно понимать, что если знак «обгон запрещен» отсутствует, но есть в наличии прочие ограничивающие отметки, как, например, сплошная разметка трассы или железнодорожный переезд, то в данном случае обгон тихохода будет считаться нарушением. Как, впрочем, и в ситуации, при которой за тихоходом идет автомобиль, и вы пытаетесь обогнать оба транспортных средства. Что касается обгона скутеров, мопедов, мотоциклов без колясок, которые также имеют низкую скорость, то в данном случае, если отсутствует сплошная разметка, обгон допускается и считается обоснованным, поскольку является кратковременным, а выезд за границу встречной полосы - минимальным.

Тихоходы за границей

Дорожные проблемы с тихоходными транспортными средствами существуют не только в России. Понятно, что транспортировка сельскохозяйственной и другой техники по шоссе общего пользования может стать опасной процедурой. Поэтому правительства многих стран стараются обезопасить водителей с помощью различных средств, основным из которых остаются опознавательные знаки.

Так, например, в США к медленно движущимся транспортным средствам принято относить машины, которые не в состоянии развить скорость свыше 40 км/ч. Они идентифицируются на базе метки «SMV», которая должна крепиться на видимом месте. Американский закон также определяет форму, цвет и размещение знака, плюс указывает место передвижения машины - как можно ближе к краю проезжей части, и регламентирует съезжать на обочину, если за ней следуют более пяти автомобилей. Местные правила могут потребовать присутствие надлежащего освещения, специальных отражателей или задавать другие условия эксплуатации тихохода. Неисполнение закона чревато наложением штрафа от 20$ до 300$. Под действие нормативного акта не подпадают такие транспортные средства, как велосипеды, мопеды и инвалидные автомобили. Кроме того, транспортные средства, которые просто пересекают дорогу, не требуют наличия опознавательных знаков.

Пути решения дорожных проблем, связанных с тихоходными транспортными средствами

Среди участников дорожного движения и типов транспортных средств, которые путешествуют по шоссе общественного пользования России, именно тихоходные транспортные средства требуют решения уникальных задач в контексте безопасности движения. Хотя число аварий с их участием является относительно небольшим, они, как правило, тяжелые. Так, по статистике, аварии с участием сельскохозяйственной техники имеют в пять раз больше шансов привести к летальному исходу, чем при других типах аварий.

Несмотря на тот факт, что тихоходы достаточно регулярно встречаются на трассах, автомобилисты с трудом адаптируются к их присутствию. Разность скоростей между транспортными средствами зачастую имеет элемент неожиданности, серьезность ситуации становится очевидной лишь при их сближении, что затрудняет маневр.

В целях повышения безопасности на дорогах используются государственные и местные практики, одной из которых, как отмечалось выше, является маркировка машин с помощью флуоресцентных знаков. Другими средствами могут быть сигнальные устройства, красные флажки, обозначающие транспортные габариты.

Одна из возможных стратегий - телематика, которая делит трафик для быстродвижущихся транспортных средств и низкоскоростных. Для решения проблемы безопасности между этими двумя группами автомобилей может быть использована дорожная информационная система. Следует отметить, что телематическая система уже используется в Нидерландах.

Еще одним жизнеспособным вариантом являются ультразвуковые сенсоры, которые устанавливаются на автотранспортном средстве и генерируют сигнал предупреждения для машины, находящейся рядом. Несмотря на попытки создать единые стандарты для всех государств, касающихся маркировки, освещения и прочее, их практика по-прежнему отличается.

Для решения проблемы тихоходных транспортных средств нельзя ограничиваться одними лишь штрафами. Программа безопасности дорожного движения помимо удовлетворения образовательных потребностей, должна включать в себя советы и рекомендации по использованию дорог общего пользования, работу с местными и государственными правоохранительными органами власти, квалификацию и обучение водителей тихоходов, в целях нивелирования рисков предусмотреть дополнительные источники финансирования, поощрение использования соответствующих опознавательных знаков.

События
Joomla SEO powered by JoomSEF