Очереди на техосмотр могут вернуться

Печать

Завершился так называемый переходный период по окончательной коммерциализации процедуры технического осмотра автотранспорта. Начиная с 1 января 2014 года, на рынке указанных услуг могут работать исключительно аккредитованные в Российском союзе автостраховщиков организации. 

Ранее услуги по проведению техосмотра, наряду с аккредитованными компаниями, осуществляли и те организации, которые в своё время контролировали техническое состояние транспорта при ГИБДД. Речь идёт о том периоде времени, когда техосмотр был одной из функций дорожной полиции. С первого дня нового года, чтобы продолжать свою работу, такие компании должны иметь соответствующую бумагу, выданную РСА. 

На начало зимы, по официальным данным, представленным РСА, число аккредитованных организаций, занимающихся проведением технического осмотра автомобилей, составляет 2378 операторов. При этом ещё 1336 действующих на территории страны организаций, не подтвердили свои полномочия, получением аккредитации. Правда, чуть больше трети из их числа уже подали необходимые заявки и ожидают выдачи требуемого документа. А вот остальные, а это, более 800 организаций, никак не подтвердили своего желания остаться на рынке услуг по техосмотру. 

Аккредитация не для всех?

Аналитики Российского союза автостраховщиков предсказывают возможность повторения сценария двухлетней давности. Тогда потенциальные операторы техосмотра массово подали заявки в последние несколько дней установленного Законом срока. В итоге, специальные подразделения РСА были в многократной степени перегружены работой, а многие из заявителей смогли приступить к работе со значительным опозданием. Прогнозируя аналогичную историю, ещё в июле и августе РСА было разослано более полутора тысяч писем, с напоминанием о необходимости прохождения аккредитации. Кроме того, в РСА утверждают, что с их стороны были предприняты самые разнообразные меры по предупреждению руководителей организаций, с просьбой решить вопрос с аккредитацией, не откладывая это на последние дни года. 

Процедура оформления аккредитации и получения необходимого разрешения для проведения техосмотра, сама по себе не является сложной и трудоёмкой. От заинтересованного лица требуется подать в РСА соответствующий пакет документов, который должен быть рассмотрен в десятидневный период. После этого принимается решение о выдачи аттестата, либо заявителю направляется уведомление с требованием об устранении недостатков. По статистике, РСА рассматривает около 100 заявлений каждый месяц. Тем не менее, невзирая на вполне короткие сроки для указанной процедуры и ударные темпы работы РСА, пройти аккредитацию всем старым операторам ТО до окончания текущего года физически не удастся. Уже сейчас сотрудники союза испытывают определённый аврал в работе. Чтобы успевать в сроки, отведённые законодательством для рассмотрения заявок, по-видимому, придётся вводить вторую рабочую смену.

Ситуация в регионах

По данным министерства регионального развития, на сегодняшний день автовладельцы ряда российских регионов испытывают проблемы по доступности прохождения технического осмотра. Специалистами выработано условное понятие «минимальной обеспеченности» жителей того или иного субъекта Федерации, а также муниципальных образований, входящих в их состав, пунктами техосмотра. Норма минимальной обеспеченности рассчитывается, с применением специальной методикой, утверждаемой правительством страны. Основными критериями расчёта являются такие показатели, как число линий технического осмотра, количество экспертов, количество автотранспорта той или иной категории, а также степень удалённости линий техосмотра. Средний показатель «обеспеченности» по стране составляет порядка 150%. Как отмечают в РСА, в некоторых регионах страны имеется определённая нехватка пунктов прохождения ТО. Так, например, в Калужской, Тульской, Кемеровской областях и на Сахалине, уровень обеспеченности пунктами ТО составляет порядка 90%.

Кроме отмеченных регионов, к проблемным относят те субъекты, в которых на вторую половину уходящего 2013 года, практически отсутствуют вновь аккредитованные операторы технического осмотра. В центральной России - это Орловская область, а за Уралом - Магаданская и Камчатская области. Здесь, по непонятным причинам, лишь небольшое количество пунктов техосмотра, работавших по договорам с подразделениями МВД, прошли аккредитацию РСА. 

Что касается городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, то дефицита наличия пунктов ТО там не предвидится. 

Действующее законодательство предписывает власти регионов определить конкретный орган, отвечающий за технически осмотр автотранспорта. В число его полномочий входит расчёт минимальной стоимости, а также определение иных нормативов и показателей. Тем не менее, невзирая на то, что с начала действия закона прошло уже два года, в таких регионах юга России, как Дагестан, Ингушетия, Чечня и Ростовская область, требуемый орган не определен. Как следствие, не установлены в этих регионах и организационные нормативы для ТО. 

По мнению чиновником министерства экономического развития, в «отстающих» регионах необходимо провести тщательные проверки для возможного принуждения власти регионов выполнить требование Федерального Закона. Ведь именно региональные власти, в первую очередь должны тесно работать с представителями бизнеса, для того, чтобы нужное количество пунктов

ТО было организовано. 

Что касается «успешных» в плане организации проведения технического осмотра автомобилей регионов, то здесь, помимо столичных городов, стоит отметить Архангельскую, Тверскую, Псковскую и Новгородскую области. Так, например, по информации, представленной в Минэкономразвития правительством Архангельской области, в этом регионе практически все операторы техосмотра прошли аккредитацию и успешно функционируют на данном рынке.

Российский союз автостраховщиков не вправе влиять на число организаций, оказывающих услуги по техническому осмотру транспорта. Законодательство страны возлагает эти полномочия на местные власти.

Так будет ли кризис с организацией прохождения технического осмотра?

Нужно отметить, что эксперты разошлись во мнениях по поводу того, стоит ли ожидать возвращения времён очередей в пункты проведения ТО. Одни считают, что серьезных проблем в подавляющем большинстве регионов быть не должно, другие прогнозируют большие очереди.

Острота ситуации не в том, что многие операторы игнорируют необходимость прохождения переаккредитации. Просто с появлением на рынке значительного количества новых операторов, многие из них, по сути, являются таковыми лишь на бумаге. Такие операторы выдают диагностические карты, не проводя реальное техническое освидетельствование, что делает бизнес для «старожилов рынка с оборудованием» абсолютно нерентабельным. 

Сергей Тюриков - один из руководителей союза «Техэксперт» отметил, что в своё время, органы ГИБДД проводили весьма тщательный отбор организация для проведения ТО, проверяя каждый пункт техосмотра на предмет технических требований. До сих пор такие организации располагают серьёзной производственной базой и высококлассным персоналом. Однако именно эти факторы не позволяют им на равных конкурировать с «бумажными» операторами ТО, делая бизнес убыточным. 

Кроме того, недавние изменения законодательства способствовали тому, чтобы значительная часть автовладельцев вообще перестали проходить технический осмотр, «решая вопрос» со страховой компанией. 

Правда, совсем недавно Минэкономразвития высказало идею о внесение поправок в закон о техосмотре. Принятие поправок установит список конкретных требований производственно-технического характера, предъявляемых к операторам ТО. Предлагаемые требования весьма жестки. Они подробно описывают характеристики и технически показатели аппаратуры для проведения ТО, а также обязывают каждому пункту ТО иметь хотя бы одного эксперта. Тем самым, операторы, осуществляющие техосмотр только на бумаге должны попросту прекратить свой существование. Вот тогда очередей к пунктам проведения ТО не избежать по всей России.

Примечательно, что контроль за страховыми компаниями, а, следовательно, и за Российским союзом автостраховщиков в настоящее время передан Центробанку. Но, как и стоило ожидать, в самом Центробанке еще не определено, какое из подразделений главной финансовой структуры страны должно курировать РСА. Нет и нормативных оснований для такого курирования. Ведь РСА является некоммерческой организацией, а проведение техосмотра сложно приравнять к финансовым операциям. 

Автоправо/ГИБДД
Joomla SEO powered by JoomSEF