Карать или воспитывать дорожных грубиянов?

Печать

Депутаты региональных законодательных собраний нередко пользуются своим правом вносить на рассмотрение Государственной думы Российской Федерации проекты изменений в законы, касающихся правил дорожного движения. В основном это изменения, связанные с ужесточением наказаний за отдельные виды нарушений. Вот и теперь в начале года депутатам предстоит рассмотреть законодательную систему, призванную привлекать к ответственности дорожных «хулиганов».
Рубить с плеча
    Настораживает то, что на этот раз региональные законодатели вновь пошли по пути ужесточения. Ими предложен законопроект, призванный не только ставить на место тех, кто хамит в разных проявлениях на дорогах, но и достаточно жестко их наказывать. Решение проблемы грубости и хамства при вождении транспортных средств предлагается решить радикально ­ таким образом, чтобы водителю и в голову не могло прийти, что можно остановить соседа по движению для проведения разборок.
 
   Региональные законодатели предлагают подразделять дорожное хамство на три подкатегории: «тяжелую степень», «хамство легкой степени» и «хамство тяжелой степени». Первый вид предложено рассматривать, как уголовное правонарушение, два вторых ­ в рамках административного права, предусмотрев нижний предел штрафа в размере 5 000 рублей, а в виде верхнего ­ лишать прав на вождение. К «тяжелому» нарушению могут быть отнесены случаи, если они отягощены грубым нарушением общественного правопорядка, при этом нарушитель останавливал свое транспортное средство в пределах проезжей части, чем препятствовал движению других транспортных средств. Создавал аварийную ситуацию.
 
 
   «Легкими» и средними» могут считаться те же самые нарушения, но уже не связанные с грубыми нарушениями общественного порядка. В принципе, ничего инновационного в предложении депутатов нет. Наказание за подобные условия создания аварийных ситуаций предусмотрено ПДД и АПК. Но законодатели считают, что теперь появится возможность наказывать нарушителей не только деньгами, но и профилактическими беседами, посещением курсов, на которых им повысят стрессоустойчивость. Депутаты­инициаторы считают целесообразным проведение «месячников вежливого водителя». И, вообще, пропаганду спокойного поведения. Эксперты признают низкий уровень культуры вождения в России, но с сомнениям относятся к предложению, не верят в результативность предлагаемых мер. Конфликтов на дорогах хватает. Но не всегда в них виновато хамство водителей или же агрессивный стиль вождения. Нередко предметом конфликтов, вернее, причиной их возникновения становится состояние дорожного покрытия. Ведь ямы и выбоины ­ это тоже препятствия для движения, и чтобы их обойти, нередко приходится выезжать на встречку, производить непредвиденные маневры тому, кто движется вслед за автомобилем. Это одна сторона проблемы. Однако она тесно увязана со второй ее стороной, ведь любой конфликт можно решить в рамках закона и приличий.
 
Карать или воспитывать?
   Еще с советских времен в сознание граждан прочно вбит штамп «карающий меч правосудия». Именно жестокость наказания многим кажется решающим фактором. В то время, как закон должен в первую очередь предотвращать нарушение, в этом его призвание. Мировой опыт показал, что ужесточение наказания никогда не ведет в уменьшению преступлений. Так, в странах, где отменили смертную казнь, количество предумышленных убийств от этого не уменьшилось. Представим себе ситуацию, что забрали­таки права у «дорожного хама», который догнал того, кто его случайно или неслучайно «подрезал», заблокировал тому дорогу и вышел разбираться на проезжую часть с гаечным ключом в руках, употребляя при этом нецензурную лексику. В идеале, он за руль больше не сядет, прав больше нет. Но будет ли он вести себя более пристойно, когда превратится в пешехода? Ответ ­ никогда. Он точно так же может затеять скандал на тротуаре и начать драку. Кто­то из инициаторов нововведения может сказать, что теперь нарушитель уже не за рулем и представляет меньшую опасность для общества. Подобный ответ нельзя воспринимать всерьез. Такую же драку он может учинить на переходе с водителем, который заехал на «зебру».
 
 
   Намерение ужесточить законодательство кроется в отказе от желания анализировать возникающие ситуации, искать причины, а не последствия. Ситуаций может быть множество, практически все они предусмотрены в ПДД, разбираться в нюансах возникновения конфликтов должен дорожный инспектор. Одно дело, если один водитель пытается опасным приемом остановиться посреди проезжей части, чтобы выяснить, почему тот проскочил у него под носом на мигающий сигнал светофора, и совсем другое ­ если попытались остановить заведомо пьяного, каждая секунда пребывания которого за рулем чревата тяжелыми последствиями для окружающих.
 
   Культура водителей не может быть выше культуры в целом по стране. Если хамство в обществе процветает, то проезжая часть не может являться неким заповедником. Старшее поколение жителей Архангельска прекрасно помнит, как в 70­80­е повально резали бритвами мягкие сидения в общественном транспорте, кинотеатрах, а вот в театре не резали бархатные сидения. Потому что в автобусах ездили все, а в театр ходила культурная публика. Тот, кто резал дерматин в кинотеатре, просто мстил обществу за то, что у него на кухне фанерная табуретка.
 
   Со временем с ростом благосостояния мы от этого ушли. Теперь не за что мстить обществу ­ у всех на кухне удобная мебель. А вот с вождением пока не доросли. Культура поведения закладывается с детства. Поскольку практически каждый сегодняшний школьник ­ в будущем водитель транспортного средства, необходимо уже теперь начинать им читать специальные курсы корректного вождения и правил культуры поведения за рулем. Читают же курсы про то, как следует себя вести пешеходу. Опросили тех, кто заинтересован в том, чтобы на дорогах не было хамства. Вот один из ответов архангельских водителей, который только подтверждает мнение экспертов. «Я сама за собой замечаю психологические изменения, когда сажусь за руль. В жизни я мягкая и тактичная. А так мне уже ничего не стоит крикнуть в окно «козел» или «дурак», а то и матом могу загнуть. Наверное, это потому, что в обычной жизни мужчины видят во мне женщину, а, оказываясь за рулем ­ лишь участника дорожного движения. В дверь магазина всегда вперед пропускают, а вот из ряда в ряд перестроиться… такое изредка случается. Нужно учится вести себя без хамства всем. И водителям, и пешеходам, и инспекторам».
Автоправо/ГИБДД
Joomla SEO powered by JoomSEF