Необходимо ли ужесточение штрафов для пешеходов?

Печать
Заместитель начальника ГИБДД Москвы Игорь Исаев на днях выступил с инициативой ужесточения штрафов для пешеходов. Свое решение он обосновал тем, что зачастую в ДТП виноваты не водители, а пешеходы, а потому необходимо наказывать обоих участников движения одинаково строго. К тому же, отметил Исаев, штрафы для водителей постоянно повышаются, а на пешеходов никто практически не обращает внимания.

Сложно ли быть пешеходом?

Итак, представители столичного управления ГИБДД выступают за ужесточение штрафов для пешеходов, нарушающих ПДД. Они справедливо считают, что переход в неположенном месте может стать причиной серьезного ДТП. Кроме того, сотрудники ГИБДД уверены, что водители не должны расплачиваться за грехи пешеходов. Отсюда и такая инициатива.
Если эта инициатива будет вынесена на рассмотрение Госдумы и одобрена, то так же как и для водителей, штрафы для пешеходов могут повысить уже с 1 июля 2012 года. Однако, насколько будут ужесточены штрафы за переход дороги в неположенном месте, пока остается неясным. Известно только, что правоохранительные органы хотят приблизительно приравнять штрафы водителей и пешеходов.
Таким образом, сотрудники ГИБДД надеются, что после ужесточения штрафов для пешеходов, на них будут чаще обращать внимание, что, в свою очередь, поможет предотвратить множество ДТП. К тому же, сами сотрудники признаются, что с пешеходами работать намного сложнее, чем с водителями, так как у первых нет регистрационных номеров, как у автомобилей. Поэтому снимать подобные нарушения ПДД пешеходами бесполезно.
Зачастую пешеходы не удосуживаются перейти дорогу по «зебре», а переходят в том месте, где им кажется удобным. Особенно опасны в этом плане перекрестки и повороты. Кроме того, невозможно предугадать поведение каждого отдельного пешехода: будет ли он дожидаться светофора или начнет переходить дорогу.
По имеющимся данным Госавтоинспекции, только за прошлый год произошло более 4 тысяч ДТП с пешеходами. При этом в половине случаев виноваты были сами пешеходы, а не водители. Если же брать статистику по стране в целом, включая все регионы, то по вине пешеходов происходит каждое третье ДТП.
Как ни парадоксально, но лишь четверть аварий с участием пешеходов происходит на пешеходном переходе. Все остальные, соответственно, в местах, где переходить дорогу опасно и запрещено. Основная часть подобных ДТП происходит в ранние утренние или поздние вечерние часы в зимнее время года, когда световой день резко сокращается.
Правоохранительные органы подсчитали, что большинство наездов на пешеходов происходит именно в темное время суток. Но они считают, что многих аварий можно было избежать, если бы пешеходы соблюдали требования, предписанные ПДД. Так, если пешеход движется по обочине дороги в темное время суток или в условиях плохой видимости, желательно, чтобы он имел при себе предметы со световозвращающими элементами, чтобы водитель смог его увидеть. Естественно, никто из пешеходов, этот пункт не соблюдает, так как он носит не обязательный, а рекомендательный характер. Поэтому человека, одетого во все темное, движущегося по краю проезжей части в темное время суток, заметить довольно сложно. Может, следует ужесточить и этот пункт ПДД?
Другой причиной аварий по вине пешеходов является их малая ответственность. И с этим бороться еще тяжелее. У нарушившего ПДД пешехода чаще всего нет при себе документов, удостоверяющих личность. Также у пешеходов нет регистрационных номеров или каких-либо опознавательных знаков.
При этом если произойдет ДТП с участием пешехода, то оштрафуют, скорее всего, водителя, даже если авария произошла не пешеходном переходе, и автовладелец был трезв и не превышал скорость. Пешеход еще вправе потребовать с него деньги за моральный ущерб или вред, причиненный здоровью.

Нужно ли ужесточить штрафы для пешеходов?

Правоохранительные органы полностью одобряют подобную инициативу, но они признают несовершенство пешеходных переходов. Так, после проведенных рейдов Госавтоинспекция обнаружила нарушения на каждом третьем пешеходном переходе. Нарушения заключаются в том, что в местах пешеходных переходов отсутствуют тротуары, дорожные знаки и разметки, ограждения и светофоры, а также освещение.
После проведенной проверки оказалось, что 90 процентов пешеходных переходов находятся в ненадлежащем состоянии. Чиновники согласны с тем, что действующие нормативы касательно безопасного обустройства пешеходных переходов морально устарели и требуют замены или поправок. Так, они считают, что необходимо оснащать все пешеходные переходы искусственным освещением, особенно за пределами населенных пунктов.
Со своей инициативой благоустройства пешеходных переходов выступил заместитель начальника Главного Управления по Обеспечению Безопасности Дорожного Движения, Олег Понарьин. Он предложил сделать цветную разметку пешеходных переходов, добавив желтый цвет. Он обосновал это тем, что бело-желтая «зебра» станет намного заметнее для водителей.
Сотрудники ГАИ, в свою очередь, выступают за размещение на щитах, покрытых желтой или желто-зеленой пленкой с повышенной световозвращающей способностью, обязательных дорожных знаков «Пешеходный переход» и «Приближение к пешеходному переходу». Также они предлагают устанавливать эти знаки и на всех дорогах с 4 полосами движения.
За ужесточение штрафов для пешеходов выступают и автовладельцы. Они считают, что за ДТП с участием пешеходов обе стороны должны нести равную ответственность, так было бы справедливо, ведь в этой ситуации виноваты оба участника движения. За исключением, конечно, случаев, когда водитель находится в нетрезвом состоянии, двигается с превышением скорости или не уступил дорогу пешеходу на переходе.
Но встает еще один вопрос, как наказать нарушителя? Ведь при нем может и не быть документов. Автовладельцы предлагают сразу же отводить пешехода, нарушившего ПДД, в отделение полиции, установить его личность, и уже после этого можно оформлять штраф. Также автовладельцы считают, что даже на пешеходном переходе пешеход должен убедиться, что водитель уступил ему дорогу, а уже потом начинать движение. Многие же пешеходы, особенно после ужесточения штрафов для водителей, пренебрегают мерами предосторожности и буквально «бросаются под колеса».
Что же касается самих пешеходов, то среди опрошенных больше половины высказались против ужесточения штрафа за переход в неположенном месте. Они ссылаются на то, что таким способом правоохранительные органы пытаются переложить ответственность водителей на чужие плечи. Представители Союза пешеходов считают, что ужесточить штрафы вполне возможно, но кто будет заниматься этим?
Кто будет фиксировать нарушения пешеходов, и разбираться с ними? Кто будет выписывать, и взимать штрафы с пешеходов? Они считают, что действенным методом стало бы установление заграждений, чтобы пешеходы не имели возможности переходить дорогу в неположенном месте, как делают это европейских странах.
Поэтому все участники движения считают, что сначала необходимо привести все дороги и пешеходные переходы в надлежащий порядок, создать законодательную базу для урегулирования вопроса, внести соответствующие поправки в ПДД и КоАП, а уже потом ужесточать штрафы для пешеходов.
Автоправо/ГИБДД
Joomla SEO powered by JoomSEF