Оправданы ли послабления при оплате штрафов?

Печать
На весенней сессии Госдумой будут рассмотрены поправки в КоАП касательно отмены административного ареста за неуплату штрафа, если нарушитель совершил подобное деяние в первый раз. Инициатором идеи выступил зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
Он также предлагает уменьшить сумму штрафа в два раза, если нарушитель признал свою вину и оплатил штраф в десятидневный срок. По мнению Лысакова, такой подход поможет увеличить собираемость штрафов, которая в последнее оставляет желать лучшего.

Постоянным плательщикам скидки

Депутат Госдумы, Вячеслав Лысаков, предлагает отменить административный арест за неуплату штрафов. Он считает, что негуманно сажать человека на 5-7 суток за неуплату штрафа в 100 рублей, тем более, если такое произошло впервые. К таким нарушителям депутат предлагает применять несколько иные санкции. Так, если водитель не заплатил штраф, то в первый раз его следует наказать двойной суммой штрафа. Если это произошло вторично, то сумму штрафа для такого нарушителя следует увеличить в четыре раза. Ну а к злостным неплательщикам штрафов Вячеслав Лысаков все-таки предлагает применять административный арест до 15 суток.
Также депутат предлагает снизить сумму штрафа вдвое, если нарушитель признал свою вину и оплатил штраф, не дожидаясь решения суда, в десятидневный срок. По мнению Лысакова, это облегчит работу судей, а также поможет увеличить низкую собираемость штрафов, которая наблюдается в последнее время. Для водителей, которые тянут с оплатой штрафов или вовсе забывают об этом, он предлагает ввести прогрессирующую шкалу пени. Таким образом, считает депутат, со временем не судебные приставы будут бегать за должниками, как это делается сейчас, а нарушители будут бегать за ними.
Напомним, что сейчас в КоАП предусмотрено до 15 суток административного ареста за неуплату штрафов. Если поправки будут приняты на весенней сессии Госдумой, то у нарушителей появится стимул не доводить дело до суда и не прятаться от уплаты штрафов. Такая система «кнута и пряника» уже давно успешно действует во многих европейских странах. Чиновники надеются, что она покажет свою эффективность и в нашей стране, ведь статистика собираемости штрафов неуклонно падает. Так, если в 2010 году было собрано штрафов на сумму порядка 42 миллионов рублей, то в прошлом году на 10 миллионов меньше.
Если же брать не в целом по стране, а в разрезе по регионам, то картина наблюдается совсем неоднозначная. В каких-то областях страны собираемость штрафов больше, в каких-то меньше, а в иных и совсем нулевая. И если в столице и Московской области за нарушителями следят комплексы фотовидеофиксации, которые в автоматическом режиме присылают уведомления об оплате штрафов на почту автовладельцу, то в остальных регионах страны такого оборудования просто нет. А потому собираемость штрафов, к примеру, в Архангельской области будет в разы ниже, чем в столичном регионе. По той простой причине, что многие нарушения остаются незамеченными, а выписанные сотрудниками ГИБДД штрафы - неоплаченными. К тому же, за неуплату штрафа в суд никто вызывать не будет, а потому и платить его необязательно.
Чиновники же надеются, что с принятием поправок ситуация в корне изменится, и система поощрений для добросовестных граждан и административных санкций для злостных неплательщиков поможет призвать автовладельцев к порядку. Что благотворно скажется не только на собираемости штрафов, но и поможет значительно сократить количество нарушений ПДД и улучшить ситуацию на дорогах.

Необходимы ли послабления при оплате штрафов?

Большинство экспертов не согласны с тем, что необходимо делать послабления при оплате штрафов. Они надеются, что данная инициатива не найдет поддержки в правительстве. Эксперты уверены, что послабления только усугубят ситуацию и еще больше снизят собираемость штрафов. Так, чувствуя свою безнаказанность, нарушители не будут стремиться к тому, чтобы заплатить штраф вовремя, даже несмотря на 50-процентную скидку. Скорее они и вовсе перестанут платить штрафы. Поэтому для решения этой задачи необходим совсем другой, комплексный подход.
К тому же, эксперты и правозащитники не видят логики в послаблении при оплате штрафов при одновременном их ужесточении. Так, они считают несправедливым лишать прав за выезд на встречную полосу движения и выезд под «кирпич». В обоих случаях они предлагают установить штраф.
Лидеры движений автомобилистов считают эту инициативу неграмотной по той причине, что большинство водителей штрафуется неправомерно. Послабления же при оплате штрафов еще больше усугубят ситуацию. Так, 50-процентная скидка при признании собственной вины и оплаты штрафа, не дожидаясь решения суда, в корне противоречит Конституции и презумпции невиновности. Получается, что даже если водитель был прав, то ему навязывается признание собственной виновности ради уменьшения суммы штрафа.
Правозащитники и эксперты уверены, что это своего рода вымогательство денег, только культурным способом. Такая инициатива может дать лишние козыри в руки правоохранительных органов, и недобросовестные сотрудники ГИБДД, прикрываясь статьей закона, могут получить дополнительный предлог для получения денег с водителей. Автовладельцы также надеются, что данные поправки не будут одобрены Госдумой.
Некоторые эксперты и правозащитник предлагают сделать мотивацию нематериальной. Так, они предлагают вместо денежного поощрения законопослушным гражданам упростить процедуру техосмотра, регистрации автомобиля или оформления полиса ОСАГО. Тогда, они считают, у государства есть больше шансов увеличить собираемость штрафов. Ведь в этом случае отношения будут строиться непосредственно между государством и автовладельцем, а не через посредников в лице правоохранительных органов.
Кстати, автовладельцев ждут и приятные новости. Так, если поправки в КоАП будут одобрены на весенней сессии Госдумой, то за выезд на встречную полосу движения будут наказывать штрафом, а не лишением водительских прав. Следующее новшество касается оформления ДТП. Так, если ДТП обошлось без пострадавших, то оформление протокола будет проходить без участия в нем сотрудников ГИБДД. Однако, всех секретов чиновники пока не раскрывают.
Также возможно вернется минимальная допустимая норма алкоголя в крови в 0,3 промилле. Напомним, что летом 2010 года был принят закон о нулевой норме промилле содержания алкоголя в крови водителя. Это вызвало большие споры и разногласия, так как даже водители, принимавшие спиртосодержащие медицинские препараты, попадали в группу риска. Теперь же решено пересмотреть этот закон и внести соответствующие поправки.
Госдума уже совсем скоро приступит к рассмотрению всех этих поправок, так что осталось дождаться результатов, какие послабления будут одобрены, а какие нет. Конечно же, автовладельцы надеются, что некоторые штрафы за нарушение ПДД будут смягчены. А вот, что касается послаблений при оплате штрафов, то здесь большинство выступает за их непринятие, так как считает эту инициативу неприемлемой и бессмысленной.
Автоправо/ГИБДД
Joomla SEO powered by JoomSEF