«Здравый смысл и справедливость» в поправки к КоАП…

Печать
Скоро российские водители получат очередную порцию дорожных ограничений с соответствующими штрафами. Автовладельцев больше всего волнует несоответствие между нарушением и строгостью наказания за это. Чиновники же считают, что все вносимые изменения в ПДД и КоАП обоснованы, а ужесточение штрафов оправдано. Где истина, как найти консенсус? Поэтому каждое решение законотворцев должно быть взвешенным.

Лишение прав за выезд на «встречку» заменят штрафом

Лишение водительских прав за выезд на встречную полосу, совершенный впервые, может быть заменено на штраф, говорится в законопроекте, внесенном в Госдуму. Права у нарушителя заберут только после того, как он попадется во второй раз. Это первый этап на пути возвращения прогрессивной шкалы наказаний за нарушение ПДД, говорят депутаты.
В Госдуму внесен законопроект, предлагающий поправки в 12-ю автомобильную главу КоАП. Авторы предлагают реформировать одну из самых непопулярных у автомобилистов статей кодекса 12.15 в части 4 - «выезд на полосу встречного движения», а также третью часть статьи 12.16 - «движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением».
Документ предлагает изменить существующее наказание за выезд на встречную полосу дорожного движения. Как считает первый зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, для тех водителей, который выехали на встречку случайно или первый раз, следует установить штраф в размере 4 000 рублей. За повторное нарушение в отношении водителя будет уже применена существующая норма - лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.
Согласно документу, не меняются санкции за езду по встречке, снятую на камеру. В том случае, если нарушение зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами видеозаписи, имеющими функции фото- и киносъемки, водителю грозит штраф в размере пяти тысяч рублей.
Однако, уже сейчас автор законопроекта - первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков - говорит, что в ходе рассмотрения документа в парламенте необходимо внести доработки. «Если первое нарушение было зафиксировано камерой, то повторное нарушение - все равно лишение прав, - говорит депутат и правозащитник. - Сейчас под камеру можно попасть сколько угодно раз, и все равно будете платить по 5000 рублей».
По словам Лысакова, изменения в кодекс он предложил внести «в контексте приведения его к здравому смыслу и справедливости». «Зачастую наказание за нарушение правила одинаковое получает и человек, который оступился в силу субъективных причин - неясная дорожная разметка, некорректно работающий светофор, погодные условия, состояние дорожного полотна, - рассуждает депутат. - Огромное количество случаев, когда водитель просто заступил колесом на встречку, но это уже все - лишение. Много людей законопослушных и не представляющих общественной опасности, в то же время есть те, кто нарушает регулярно, - вот их уже надо лишать прав».
Выезд на встречную полосу остается одной из самых распространенных причин аварий в России. Альтернативное наказание за выезд на встречку для тех, кто нарушает впервые, может стать первым шагом по внедрению в России прогрессивной шкалы наказаний за нарушение ПДД. «В продолжение темы я постараюсь ввести прогрессивную систему наказаний для тех, кто злостно нарушает ПДД, - заявил Вячеслав Лысаков. - Тот, кто нарушает часто, должен нести более серьезную ответственность. Каждое последующее нарушение должно сопровождаться большей суммой штрафа. Я предлагаю за пьянку за рулем, если попался второй раз, лишать на пять лет, затем на десять лет, потом пожизненно. Но это при условии возвращения промилле».
Ранее ГИБДД проявляла интерес к прогрессивной шкале наказаний. По статистике Госавтоинспекции, виновниками аварий чаще всего становятся водители, ранее неоднократно нарушавшие ПДД. Принцип наказания будет схож с тем, который использовался в 1990-е годы. Если водитель набирал за год 15 баллов за нарушения, его автоматически лишали прав на один год. Впоследствии от балльной системы отказались. Баллы пытались вернуть в 2007 году во время кардинальных поправок в 12-ю «автомобильную» главу КоАП, но в преддверии выборов Госдума не решилась ввести эту меру.
Эксперты опасаются, что возвращение прогрессивной шкалы спровоцирует рост взяток на дорогах. «Это коррупционный закон, - заявил председатель Движения автомобилистов России и экс-депутат Виктор Похмелкин. - Раньше мы ушли от «вилок» по таким нарушениям. Никогда не было такого рассадника взяточничества, как в то время, когда действовала балльная система, и водитель полностью зависел от сотрудника ГИБДД».
«Там нет вилки, - защищает законопроект Лысаков. - Я предлагаю первый раз только штраф, а тех, кто попадает второй раз, однозначно без всяких толкований лишать прав. Суды вообще не будут эти дела рассматривать и лишатся огромного объема работы». Депутат считает, что взятки на дорогах в связи с этим не вырастут, потому что сейчас у водителя в суде все равно нет шансов доказать свою невиновность: «Нет правоприменительной практики доказать свою невиновность, поэтому вопросы сейчас водители и гаишники решают на месте».
Бывший глава ГАИ России сенатор Владимир Федоров, работавший в период балльной системы наказаний для водителей, поддержал введение прогрессивной шкалы. «Я давно за то, чтобы учитывать повторность грубых нарушений, чтобы ответственность возрастала», - прокомментировал он. На вопрос о коррупционной составляющей подобных норм сенатор ответил уклончиво. «Можно кричать, что чем больше штраф, тем больше взятки. Но сейчас процентов 70 людей пристегиваются ремнем безопасности, потому что штраф - 500 рублей», - резюмировал экс-глава ГАИ.

За агрессивное вождение - штраф в 5 тысяч рублей

Депутаты предлагают ввести в России новый штраф за агрессивную езду. Причем сразу сделать его достаточно крупным. К агрессивной езде будет причисляться, например, частое перестроение из одного ряда в другой.
«Во многих европейских странах и Америке есть статья за агрессивное вождение автомобиля, опасную езду. Это так называемые «шашечки», когда водители мотаются туда-сюда с одной полосы на другую, неоднократно резко тормозят после резкого ускорения или приближаются на небезопасное расстояние (практически вплотную) к впереди идущему автомобилю. Обычно водители, практикующие агрессивный метод вождения, таким маневром требуют уступить себе дорогу, иногда прибегая к использованию дальнего света фар», - рассказал инициатор идеи депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов. Как сообщает агентство «РИА Новости», соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму.
К агрессивной езде предлагается причислять частое перестроение с одной полосы на другую или отсутствие дистанции с идущим впереди автомобилем с призывом уступить дорогу. За такое действия на дорогах общего пользование могут ввести штраф в размере от 2500 до 5000 рублей, отметил Нилов. По его словам, такое поведение на дороге способствует созданию аварийных ситуаций и возникновению угрозы безопасности остальных участников дорожного движения. В Америке за такие действия предусмотрен арест, добавил депутат.
Опрошенные агентством эксперты отмечают, что идея неплохая, но российский менталитет и отсутствие администрирования может помешать принятию такого закона. «Это очень сложно администрировать. Здесь должны быть критерии. Французский полицейский, например, может наказывать водителя за любое действие, которое, по мнению полицейского, представляет угрозу или ухудшает дорожную безопасность. Он сам определяет критерии опасности и безопасности. Притом, что наши сотрудники ГАИ зачастую не самые объективные люди, и как они будут администрировать этот стиль езды, сказать сложно. Идея хорошая, но пока абсолютно не администрируемая», - заявил первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
По его словам, в западной практике есть понятие «опасная езда», и это является наказуемым деянием. «На западе могут в суд подать, если вы придерживаетесь такого стиля езды, в нашем правовом поле таких понятий нет, и, во-вторых, здесь надо определенную ментальность иметь, понимание, потому что, к сожалению, очень многие участники дорожного движения у нас ездят безответственно, не думая о своих соседях на дороге», - добавил Лысаков.
В нашей же стране введение в законодательную практику такого нарушения может превратиться в бардак на дороге. « Общее понятие ввести агрессивное вождение, опасное вождение - это делать надо, необходимо, но надо четко определить критерии, иначе будет вольное толкование правоприменителями, и мы получим из хорошей задумки проблемы, в том числе, и для законопослушных водителей. Не имея четких критериев, он (инспектор ДПС) может каждого второго (наказывать), даже того, кто не создает аварийную ситуацию», - подчеркнул депутат.

Штрафы для водителей тихоходных машин

Комитет Госдумы по госстроительству рассмотрел и одобрил поправки к КоАП, которые предполагают введение штрафов для водителей тихоходных транспортных средств. Поправки коснутся тех, кто двигается со скоростью менее 30 км/ч за пределами города и при этом не дает другим участникам потока обгонять.
В настоящее время правила дорожного движения предписывают машинам, которые не могут двигаться быстрее обозначенного лимита, прижаться к обочине и дать другим участникам совершить обгон. Однако, это скорее рекомендация, так как никаких штрафов за ее неисполнение не предусмотрено. Чем и пользуются некоторые нечистые на руку инспекторы ДПС. Договариваясь с водителями, например, тракторов, которые едут в своей полосе с низкой скоростью, инспекторы ловят особо нетерпеливых водителей, которые, не выдержав, совершают обгон в неположенном месте.
Рассмотренные комитетом поправки вносят изменения в ст. 12.11 кодекса «Нарушение правил движения по автомагистрали». Авторы проекта предложили штрафовать на 1500 рублей водителей, управляющих тихоходными транспортными средствами, скорость которых конструктивно ограничена 30 км/ч, сообщает «Коммерсант». 
В пояснительной записке к документу авторы указывают, что большая часть загородных дорог в РФ имеют по одной полосе в каждом направлении, а тихоходы провоцируют на них «заторы и транспортный коллапс». Кроме того, как это часто бывает с российскими законами, в настоящее время, по мнению авторов, данная ситуация несет в себе коррупционную составляющую. В частности, ПДД разрешают обгонять тихоходов даже под знаком «Обгон запрещен», но в том случае, если медленно едущая причина затора снабжена опознавательными знаками – красным треугольником на заднем стекле. При этом пересечение сплошной линии разметки в данном случае, которая за городом часто сопровождает знак «Обгон запрещен», ведет все-таки к лишению прав. Водители часто путаются или идут на обгон на свой страх и риск. «Зачастую тракторы пускают по договоренности с гаишниками, которые ждут в засаде, пока у водителей кончатся нервы и они станут обгонять через сплошную линию», - привел еще один аргумент соавтор законопроекта, депутат Госдумы Сергей Иванов.
Правительство и ГИБДД проект не поддержали. В частности, в отзыве правительства за подписью вице-премьера Виктора Зубкова отмечается, что штрафовать водителей тихоходов можно только на загородных трассах, ведь в городе они не обязаны уступать дорогу, а в проекте это обстоятельство не указывается. В ГИБДД не понимают, кто будет замерять скорость тихоходов в спорных ситуациях. А из-за штрафа на 1500 рублей или лишения прав споры возникнут непременно. В ответ на это замечание Иванов заявил, что каждая патрульная машина оборудована радаром, который и будет определять скорость. 
Зампред думского комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков, который в последнее время представил сразу несколько проектов, с инициативой согласился. «У водителей-тихоходов нет стимула уступать дорогу едущим сзади машинам. Так они могут ехать бесконечно, провоцируя пробку», - прокомментировал депутат изданию.
Автоправо/ГИБДД
Joomla SEO powered by JoomSEF