Необходимо ли наказывать за агрессивную езду?

Печать
Депутат от фракции ЛДПР Ярослав Нилов внес на рассмотрение Мосгордумы законопроект, предлагающий штрафовать водителей за агрессивную езду в размере 2,5-5 тысяч рублей. Но уже первый отзыв на предложенный законопроект стал отрицательным, так как депутаты посчитали его неэффективным.
Кроме того, многие чиновники высказали мнение, что подобный законопроект приведет к произволу среди нечистых на руку сотрудников правоохранительных органов, так как в законе нет такого понятия, как агрессивный стиль вождения, поэтому каждый волен трактовать его по-своему. Тем не менее, Ярослав Нилов не теряет надежды, что его поймут депутаты в Госдуме, и законопроект будет принят уже на осенней сессии.

Агрессивные штрафы за агрессивную езду

Депутат от партии ЛДПР, Ярослав Нилов, предлагает ввести в КоАП новую статью «Управление транспортным средством, создающее угрозу возникновения аварийной ситуации (агрессивный метод вождения)». Также депутат предлагает ввести определение понятия агрессивный стиль вождения и растолковать его как постоянное перестроение из одной полосы движения в другую, опасное маневрирование, резкое ускорение и торможение, несоблюдение безопасной дистанции между автомобилями и другие призывы водителя уступить ему дорогу. За такое агрессивное вождение Ярослав Нилов предлагает ввести штраф в размере от 2 500 до 5 000 рублей.
Ярослав Нилов считает, что за агрессивный стиль вождения автовладельцев следует сильно наказывать рублем, так как они создают аварийную ситуацию на дорогах, подвергая опасности не только себя и остальных водителей, но и пешеходов. Такое хамство на дорогах, уверен депутат, необходимо пресекать на корню и возрождать культуру вождения, подобно европейским странам. Чиновник считает также, что его законопроект поможет решить и психологическую проблему неуважения и нетерпимости друг к другу, сложившуюся в обществе.
Депутат уверен, что штрафы действительно будут собираться благодаря простому администрированию задачи. Так, Ярослав Нилов, считает, что помогут этому современные средства фиксирования ДТП, установленные не только на дорогах, но и в автомобилях. К примеру, если автовладелец попадет в ДТП по вине агрессивного водителя, который и создал аварийную обстановку на дороге, то установленный в автомобиле видеорегистратор поможет наказать виновника. Кроме того, агрессивному водителю придется еще и заплатить штраф за создание аварийной ситуации на дороге. Чиновник уверен, что такие методы борьбы с хамством на дорогах помогут перевоспитать агрессивных водителей.
Ярослав Нилов приводит в пример законодательство большинства европейских стран и США, в которых закреплена ответственность за агрессивный стиль вождения на дорогах. Он также подчеркнул, что в Америке за подобное поведение на дорогах предусмотрен арест.
Однако, несмотря на все доводы депутата, его законопроект на рассмотрении в Мосгордуме получил первый отрицательный отзыв. Его коллеги посчитали, что новый законопроект может повлечь за собой разгул в рядах правоохранительных органов и вызвать новую волну коррупции среди нечистых на руку сотрудников ГИБДД. Они объясняют это тем, что ни в российском законодательстве, ни в новом законопроекте инициатора идеи нет четкого определения понятия «агрессивный стиль вождения» в противовес европейскому примеру.
Поэтому, считают депутаты, сотрудники ДПС могут по-своему трактовать понятие агрессивного вождения и на свой манер трактовать закон. Таким образом, каждый второй водитель может оказаться агрессивным по усмотрению сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, уверены депутаты, ни о каком администрировании вопроса и собираемости штрафов речи идти не может, так как взяточничество на дорогах перекроет весь доступ денежных средств в бюджет государства, собранных по данной статье КоАП. Тем не менее, Ярослав Нилов все же надеется на понимание коллег в Госдуме и принятие его законопроекта осень текущего года.

Необходимо ли вводить штрафы за агрессивную езду?

Практически единогласно депутаты отвергли предложенный законопроект о введении штрафов за агрессивную езду на дорогах. О сложности администрирования вопроса говорит и первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и по совместительству лидер движения автомобилистов «Свобода выбора», Вячеслав Лысаков. Он считает, что идея сама по себе хороша, но, прежде чем вводить штрафы, необходимо создать для этого грамотную законодательную базу. Для начала нужно прописать в законе четкие критерии агрессивного стиля вождения, как это сделано в Европе и США. Тогда сотрудники ГИБДД будут руководствоваться установленными законом дефинициями, а не своими собственными размышлениями на тему агрессивной езды.
Во-вторых, считает Вячеслав Лысаков, нельзя ставить знак равенство между российскими и европейскими полицейскими в силу различий наших и их методов администрирования правонарушений на дорогах. Так, во многих европейских странах полицейские могут наказать водителя за любое нарушение, которое, по его мнению, вызывает аварийную ситуацию на дороге. Европейские полицейские сами определяют критерии агрессивного вождения. При этом с водителем не будет вестись беседа, а сразу выпишут штраф и разговор окончен.
Наши же сотрудники ГИБДД, если им дать в руки право администрировать агрессивный стиль езды, будут руководствоваться не буквой закона, а собственными соображениями выгоды, поэтому практически любой водитель попадет в прямую зависимость от инспектора ДПС. И если в столице еще ведется какой-то контроль за действиями правоохранительных органов, то на периферии может воцариться полный хаос.
Возьмем, к примеру, Архангельскую область с нашими довольно плохими дорогами. Представьте себе, что администрирование агрессивного стиля вождения передали в руки правоохранительным органам. Тогда каждому второму водителю, объезжающему ямы и прочие препятствия на дорогах, будут вменять штрафы за то, что он создает аварийную ситуацию и трактовать его действия как агрессивный стиль езды. Хотя его маневры носят совсем другой характер, но доказать это будет практически невозможно.
Эксперты также считают, что для правильного функционирования закона необходимо ввести четкие критерии агрессивного стиля езды, чтобы обезопасить от произвола гаишников законопослушных водителей. Некоторые эксперты считают, что нужно наказывать не за агрессивный стиль вождения, а за неоднократно совершаемые правонарушения на дорогах. Они уверены, что запись в протоколе «за агрессивное вождение» будет звучать нелепо, как и сумма штрафа в размере 2,5-5 тысяч рублей не соответствует такой трактовке нарушения.
Эксперты объясняют это тем, что в России ведется учет всех нарушений, совершенных водителями. Поэтому правильнее будет вернуть, считают они, принцип ответственности за неоднократные нарушения, нежели изобретать новые трактовки и законопроекты. При этом вот тут и следует взять пример с европейских стран, в которых существует балловая система за неоднократно совершаемые водителем нарушения на дорогах. Если набран максимум штрафных баллов, то водитель лишается своих прав на управление транспортным средством на определенный срок и находится под пристальным контролем со стороны полиции.
Сами водители против такого нововведения. Оно и понятно, тогда каждый окажется под угрозой попадания в «черный список» инспектора ДПС без видимых на то причин. Кроме того, водители говорят о том, что нужно прививать культуру вождения на дорогах не штрафами, а другими более эффективными методами, причем с детства. Также они считают, что в любом ДТП виноваты оба водителя, поэтому наказывать нужно обоих, а не того, кто ехал сзади или впереди.
И если уж говорить об агрессивном стиле вождения, то, прежде всего, это касается самих чиновников, которые в большинстве случаев создают аварийную ситуацию на дороге, но в силу своих квот всегда выходят сухими из воды. Подытоживая все выше сказанное, можно сделать вывод, что депутаты, эксперты и водители единогласно против введения штрафов за агрессивный стиль езды.
Автоправо/ГИБДД
Joomla SEO powered by JoomSEF