ГИБДД заработает по регламенту

Печать

ГИБДД России готовит очередную модернизацию всего, что связано с постановкой машин на учет и снятием с него. Вынесен на обсуждение проект новой редакции «Административного регламента исполнения государственной функции по регистрации транспортных средств». Декларируется, что изменения преследуют цель сократить количество и сроки бюрократической тягомотины, сопровождающей регистрационные действия с машиной.

Изучение проекта регламента наводит на мысль, что никакой революции в этой сфере ожидать не стоит. Однако кое-какие плюсы рядового автомобилиста все-таки ждут. Так, согласно проекту регламента, владельцу машины не нужно будет перед продажей снимать ее с учета в подразделении ГИБДД. Изменения в базы данных будут вноситься лишь тогда, когда новый владелец будет ставить машину на учет. Что еще не может не радовать, так это содержащееся в проекте документа предложение дать физлицам свободу проводить регистрационные действия в любом подразделении ГИБДД на всей территории страны и вне зависимости от места регистрации человека. Юридическим лицам предлагается предоставить подобное счастье в границах субъекта РФ.

Среди существенных новаций можно также отметить сокращение времени, которое проект регламента дает полицейским для исполнения регистрационных действий: с момента подачи документов человеком инспектору в окошечко до получения новеньких номерных знаков может пройти не более двух часов. Кроме того, проект требует, чтобы работа любого МРЭО была организована таким образом, чтобы граждане проводили в ожидании своей очереди к инспектору тоже не более двух часов. Таким образом, если человек запасся всеми требуемыми законом документами и приехал с ними ставить машину на учет, максимум через четыре часа его машина обязана обзавестись новенькими номерными знаками.

Конец эпохи без налогов и штрафов

Многие автомобилисты знали, что если машину снять с учета и получить транзитные номера, то водитель сразу получал множество бонусов. Во-первых, полностью переставал начисляться транспортный налог. Во-вторых, штрафы тоже переставали приходить. Этих двух преимуществ оказалось достаточно, чтобы большое количество автовладельцев, не признающих нововведения властей, сняло свои автомобили с учета, а обратно их на учет не поставило, продолжив ездить с просроченными транзитными номерами. За это нарушение предусмотрено наказание по ст. 12.1.1 КоАП РФ в виде штрафа от 300 до 800 рублей. Сумма 300-рублевых штрафов, набиравшихся за год, была заведомо меньше, иногда на несколько порядков, нежели транспортный налог, не говоря уже о штрафах с дорожных камер. И вот теперь этой схеме приходит конец.

ГИБДД выложила на сайте МВД проект нового административного регламента по регистрации транспортных средств. В этом регламенте содержится ряд нововведений, которые, по сути, упраздняют транзитные номера и делают процесс перехода прав собственности на автомобиль «бесшовным».

Мы попробовали разобраться в новой схеме. Она отличается от существующей следующими ключевыми моментами. Во-первых, отменяется снятие автомобиля с учета с целью продажи. Это самый важный момент. Согласно новому тексту регламента, снять автомобиль с регистрационного учета можно будет только в следующих случаях: 

1. Продажа автомобиля за границу (ПТС изымается навсегда);

2. Утилизация транспортного средства;

3. Хищение транспортного средства;

4. Окончание срока временной регистрации;

5. Заявление прежнего владельца при предъявлении им договора купли-продажи, по истечении 10 суток со дня продажи, при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем;

6. Решение суда;

7. Обнаружение признаков перебивки номеров на осмотре. 

Новая процедура продажи автомобиля будет выглядеть примерно так: владелец заключает с прямым покупателем договор в порядке, предусмотренный Гражданским кодексом (например, простая письменная форма) и передает все документы на автомобиль. Все. Никаких справок-счетов, никаких «комиссионок» и прочих посредников. Договор в простой письменной форме, номерные знаки старого хозяина остаются на автомобиле - и новый владелец уезжает на машине к себе домой.

Самое интересное начинается дальше. Дело в том, что новый владелец обязан поставить автомобиль на регистрационный учет в течение 10 дней с момента купли-продажи. Если же новый владелец не соблаговолил поставить авто на учет, то смотрим пункт 5: старый хозяин может аннулировать регистрацию автомобиля на себя. После этого документы и номера объявляются в... розыск! Первый же пост ДПС - и новый владелец вынужден отдать гаишнику все документы на автомобиль, номера скручивают, а автомобиль он везет в ГИБДД на принудительную регистрацию уже на эвакуаторе. 

Это сделано для того, чтобы автоматически штрафовать за нарушение правил дорожного движения настоящего собственника. Если новый хозяин уходит от обязанности зарегистрировать автомобиль, то его объявляют в розыск, ловят и запрещают эксплуатацию автомобиля. Старый же хозяин замотивирован прийти в ГИБДД и аннулировать регистрацию, предъявив договор купли-продажи, так как штрафы с камер за нарушения нового собственника приходят именно ему. Номера то на автомобиле старые. Единственный способ скинуть с себя эти штрафы - написать заявление о прекращении регистрации автомобиля. 

Не совсем понятно, как теперь будет работать трейд-ин, комиссионные магазины и частные перекупщики, например, те, которые покупают автомобиль в одном регионе, а продают его в другом. Ведь поставить на учет автомобиль может лишь прямой покупатель или представитель по генеральной доверенности. Продавать же по генеральной доверенности свой автомобиль с учетом большой вероятности прихода гигантских штрафов (в случае продажи «по доверенности» - практически неоспоримых) станет теперь только умалишенный.

Вероятно, это приведет к тому, что в ПТС будут заноситься записи о посреднике, что устроит далеко не всех покупателей. Целый пласт бизнеса, формировавшийся много лет, с отменой транзитов уйдет в прошлое и окажется принесенным в жертву всякого рода платным стоянкам. 

Еще одна любопытная новация - постановка на учет транспортных средств, временно ввезенных на территорию России. Ни для кого не секрет, что расплодившееся в последнее время на дорогах страны племя машин с прибалтийскими, белорусскими, казахстанскими и прочими подобного происхождения номерными знаками - прямой результат резкого увеличения размеров штрафов буквально за все. Судя по всему, ГИБДД совсем не надеется на скорейшее налаживание обмена данными на зарегистрированные машины с коллегами из упомянутых выше стран. А бессильно наблюдать, как «иностранцы» с ветерком носятся по городам и весям, значительно и безнаказанно превышая скорость, тоже не хочется. Вот и придумали выход.

Судя по тексту проекта «Административного регламента», чтобы машина, временно ввозимая на территорию России, могла тут ездить более или менее длительный срок, ее будет нужно поставить на временный учет и повесить на нее временные российские номера. А иностранные ГРЗ - сдать на временное хранение в подразделение ГИБДД. По окончании срока ввоза авто в Россию их просто вернут владельцу машины. Если подобный порядок будет введен, способ «номерной» экономии на штрафах наверняка отомрет сам собой.

Те люди, которые уже сняли автомобиль с учета и ездят на пластиковых транзитах, скорее всего, смогут на них ездить до тех пор, пока эти транзиты не сгниют. А нас очень интересует, что же придет на смену транзитам? Может быть, грядет эпоха грязных и нечитаемых номеров?.. 

Автоправо/ГИБДД
Joomla SEO powered by JoomSEF