-
В первом чтении депутатами Госдумы был одобрен законопроект, который предлагает ввести водительские удостоверения нового образца. Согласно новому законопроекту будет введено большее количество водительских категорий, а также подкатегорий. Законопроект призван внести необходимые поправки в закон «О безопасности дорожного движения», а также в КоАП РФ с целью соответствовать последним изменениям Венской «Конвенции о дорожном движении», ратифицированным нашей страной.
Игра по новым правилам
-
В случае одобрения и принятия законопроекта существующие пять водительских категорий дополнятся новыми. В итоге, произойдет дифференциация водительских прав по принципу максимальной массы, мощности двигателя и габаритных размеров ТС, а также количества пассажиров. В результате, появятся 9 категорий и 6 подкатегорий. Таким образом, водительские удостоверения нового образца будут напоминать европейские аналоги.
-
Напомним, что на сегодняшний день водительские права предусматривают 4 основные категории, 3 дополнительные и 2 добавочные (для водителей трамваев и троллейбусов). Депутаты отмечают, что все водительские права, полученные до вступления в действие нового закона, будут признаны действительными до окончания указанного в них срока.
-
Итак, перейдем непосредственно к самим нововведениям. Согласно новому законопроекту компании-перевозчики не имеют права нанимать на работу иностранных граждан, не имеющих водительских прав российского образца. Водительские удостоверения, выданные им в их стране, будут считаться недействительными, а сами водители понесут штрафные санкции.
-
Вводятся ограничения и для водителей, предпочитающих автомобили с АКП машинам с «механикой». Так, водители, управляющие машиной с «автоматом», после сдачи экзаменов, получат водительские права с соответствующей отметкой. Данная отметка в водительском удостоверении будет свидетельствовать о том, что водитель не допускается до управления автомобилем с механической коробкой передач. Нарушители будут наказаны штрафом в размере 20 тысяч рублей.
Однако, водители, сдавшие экзамены и получившие право на управление автомобилем с «механикой», смогут ездить на машинах с АКП. Данное положение будет закреплено в новом законопроекте. Таким образом, после принятия закона автошколы начнут обучение по двум направлениям: управлению автомобилем с автоматической и механической коробками передач.
-
Согласно новым поправкам, водители маршруток не смогут работать на автобусах с большим количеством пассажирских мест, если у них нет тому подтверждения (соответствующей категории). Это закреплено в новом законопроекте, так как он дифференцирует право на управление грузовым транспортом по тоннажу и количеству пассажиров.
-
Еще одно нововведение - ограничение прав водителей пенсионного возраста. Теперь водительские удостоверения нового образца водителям в возрасте 65 и старше будут выдаваться сроком действия на 5 лет вместо нынешних 10. Это обусловлено тем, что физическое состояние водителей, получивших водительское удостоверение в возрасте 65-70 лет, через определенный промежуток времени может не соответствовать требуемым нормам безопасности во время вождения.
-
После принятия законопроекта станет невозможной самостоятельная подготовка водителей на получение водительских удостоверений категорий «А» и «В». А к сдаче экзаменов на получение водительских прав категорий «В» и «С» перестанут допускаться граждане, не достигшие 18 лет. Новый законопроект вводит аккредитацию автошкол на право участия в проверке теории и практики водителей при сдаче экзаменов.
«Клонирование»
-
Согласно новому регламенту будут введены не только новые категории, но и их подкатегории. То есть водительские категории «А», «В», «С» и «D» будут «клонированы». В результате, появятся «А1», «В1», «С1» и «D1». При этом, получив право на определенную категорию, можно будет управлять и транспортными средствами, выделенными в подлежащую подкатегорию. Теперь обо всем подробнее.
-
Водительская категория «А», дающая право на управление мотоциклами, дополнится подкатегорией «А1». Новая подкатегория дает право на управление легкими мотоциклами с рабочим объемом двигателя не более 125 см³ и максимальной мощностью 15 л. с. Категорию «А» можно получить с 18 лет, а ее подкатегорию «А1» - с 16.
-
Водительская категория «В», позволяющая управлять легковыми автомобилями, будет дополнена соответствующей подкатегорией «В1», дающей право на управление квадроциклами и трициклами. Если водитель сдает экзамены на водительскую категорию «В», то он сможет управлять как легковым автомобилем, так и трициклами и квадроциклами. Но стоит отметить, что в этом случае обучение будет более длительным и дорогостоящим.
-
Водительская категория «С», допускающая до управления грузовыми автомобилями массой более 3,5 тонн, а также с прицепом массой не более 750 кг, прирастет подкатегорией «С1». К подкатегории «С1» будут относиться грузовые автомобили массой 3,5-7,5 тонн.
-
Водительская категория «D», позволяющая управлять автобусами вместимостью более 8 человек и прицепом массой не более 750 кг, также дополнится подкатегорией «D1». В эту подкатегорию войдут маршрутные такси пассажировместимостью 8-16 человек. При этом водитель, получивший подкатегорию «D1», не будет допущен до правления автобусом. Кроме того, появятся 2 отдельные новые водительские категории «Tm» и «Tb» для трамваев и троллейбусов.
-
Также депутатами обсуждалась еще одна категория «М», куда должны были войти мопеды, скутеры и легкие квадроциклы с рабочим объемом двигателя не более 50 см³ и максимальной скоростью 50 км/ч. Однако, после длительных обсуждений, все пришли к единогласию, что к управлению данными ТС могут допускаться все без исключения граждане, достигшие 16 лет.
Согласные и несогласные
-
Инициаторы идеи единодушно ратуют за принятие нового закона, так как, по их мнению, система водительских прав и категорий давно уже изжила себя и требует обновления. С введением же прав нового образца чиновники надеются на повышение безопасности дорожного движения. Для каждой категории водительских прав будет разрабатываться индивидуальная программа по обучению. Однако, водители получат возможность пройти курс обучения и сдать экзамены сразу на несколько водительских категорий.
-
Обрадовались этому нововведению и автошколы, ведь внедрение и разработка новых программ требуют дополнительного финансирования. А обучение и сдача экзаменов принесут дополнительные доходы. К тому же, запретили самоподготовку к экзаменам на водительские категории «А» и «В». Это значит, что количество учащихся в автошколах в разы увеличится, а вместе с этим увеличится и прибыльность организаций.
-
Сотрудники ГИБДД во время сдачи экзаменов также смогут сорвать куш. К тому же может развернуться большая подпольная кампания по продаже липовых водительских прав нового образца. Тем не менее, чиновники не собираются отказываться от своей идеи, ведь это требование нового времени.
-
Сами же водители введению нового законопроекта не очень обрадовались. Во-первых, это излишние расходы, связанные с получением категорий и подкатегорий. Во-вторых, ведомствам прибавится работы, а потому сей процесс получения водительских прав нового образца станет длительным и мучительным. В-третьих, дифференциация водительских удостоверений по принципу работы коробки передач кажется многим водителям неуместной. Теперь, чтобы пересесть с АКП на «механику» придется переучиваться, а значит, раскошеливаться.
-
Не особо рады новому законопроекту и жители различных регионов страны, особенно отдаленных, где автошколы имеются только в крупных городах и областных центрах. К примеру, в Архангельской области не у всех сельских и деревенских жителей есть возможность получить новые водительские категории и подкатегории. Это связано с недоступностью обучения, плохим транспортным сообщением и финансовой несостоятельностью. Как быть этим гражданам?
-
Совсем скоро станет ясно, когда вступит в силу новый законопроект, а вместе с ним и водительские права нового образца. Что даст это гражданам и стране в целом, покажет время.
Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
11.11.2011 14:59