АвтоВАЗ вступает в эпоху кризиса?

Печать

К началу лета 2014 года на российском АвтоВАЗе сложилась столь критическая ситуация, что президент автогиганта швед Бу Андерссон был вынужден провести рабочее совещание с губернатором Самарского региона Николаем Меркушкиным. Основной темой обсуждения стала предстоящая перспектива значительного сокращения штата сотрудников АвтоВАЗа. Андерссон рассказал губернатору о происходящем падении объемов производства, вызванного стагнацией на автомобильном рынке страны.

За последний весенний месяц текущего года предприятие выпустило лишь 28 тысяч автомобилей. Тогда, как, в апреле, который стал далеко не самым успешным для завода, было выпущено 42 тысячи машин. 

Во взаимодействии с властями региона

По словам президента АвтоВАЗа, с начала нынешнего года численность работников автомобильного концерна уменьшилась на 5100 человек. В это число вошли 2800 рабочих, а также 2300 человек из состава руководителей и специалистов (категория РСиС). Правда, Андерссон не преминул отметить, что снижение численности рабочего персонала завода произошло, в основном, в связи «с естественной убылью персонала», т.е. рабочие увольнялись завода по собственному желанию. В беседе с руководителем завода, самарский губернатор пообещал продолжить оказание необходимой помощи и поддержки автогиганту, в первую очередь, по вопросу трудоустройства сокращенных сотрудников предприятия. Уже в январе областные власти ожидали значительный отток работников автозавода. И, хотя этого не произошло, по словам губернатора, область была готова задействовать необходимые механизмы по трудоустройству высвобождающихся людей.

Региональное министерство труда планирует предложить сокращенным работникам автопредприятия порядка 5 тысяч рабочих мест в инновационном технопарке «Жигулевская долина». Кроме того, вводимая в настоящее время в Тольятти особая экономическая зона, предполагает создание более 3500 вакансий. Еще одним вариантом помощи сокращенным автозаводцам может стать политика поддержки развития малого бизнеса в регионе. «Областная власть планирует оказывать еще большую поддержку представителям малого бизнеса. Таким образом, многие из сокращенных сотрудников смогут организовать и начать развитие собственного дела» - пояснил Николай Меркушкин. 

Предупреждение третье и не последнее

Действующее извещение о грядущих сокращениях стало уже третьим за неполное полугодие текущего года, говорит руководитель профсоюзного органа автозавода Сергей Зайцев. Первое уведомление поступило сразу после новогодних праздников и предполагало сокращение полутора тысяч человек. Второй раз руководство завода уведомило профсоюз и коллектив и возможном сокращении 500 работников предприятия в апреле 2014 года. Всего сокращение штата автогиганта в 2014 году может составить порядка 8 - 8.5 тысяч человек. Эту информацию уже представили президенту России Владимиру Путину. Среди всего числа увольняемых сотрудников, порядка трети составляют представители РСиС, а уменьшения сотрудников рабочих специальностей предполагается произвести путем естественной убыли (закрытие вакансий, уход на пенсию, перераспределение штата внутри подразделений). По закону компания должна уведомить работников о планируемом сокращении за три месяца.

Отличием в процедуре сокращения рабочих и сотрудников РСиС заключается в том, что применяя процедуру сокращения в отношении последних, руководство завода предлагало прекратить трудовые отношения по соглашению сторон. При этом, в отличие от рабочих, специалистам и служащим выплачивали своеобразное выходное пособие, кратное нескольким зарплатам. Такой подход не применялся при сокращении рабочих, чему активно возражал председатель профсоюза АвтоВАЗа Сергей Зайцев. 

Впрочем, совсем необязательно, что прогнозируемые цифры сокращений будут воплощены в жизнь. Так, к примеру, вместо полуторатысячного сокращения после январского извещения, фактическое сокращение коснулось только 400 человек.

По состоянию на 2013 год средняя численность трудового коллектива автозавода в Тольятти составляла 66 728 человек, а уже в первом квартале 2014 г. число сотрудников составило 64 136 человек, уменьшившись на 3,9%. Из представленных компанией финансовых отчетов следует, что в прошедшем 2013 году расходы АвтоВАЗа на зарплату сотрудникам составили 22.66 млрд. рублей. Таким образом, если сокращение, озвученное руководством предприятия в указанных выше масштабах все же произойдет, заводу удастся при прочих равных условиях сэкономить около 3 млрд. рублей. В текущий период времени такая сумма денег для компании является весьма существенной. Аналитические данные финансово-хозяйственной деятельности компании за 2013 год показывают, что выручка автозавода по МСФО равняется 177 млрд. руб., размер чистого убытка составил 7.9 млрд. рублей. Полный эффект возможных сокращений проявиться не ранее 2015 года, поскольку в 2014 году экономия будет «съедаться» компенсационными выплатами. Кроме того, в ближайшую пару лет объем продаж автомобилей в стране вряд ли начнет расти, ввиду чего, АвтоВАЗу придется продолжить сокращение штата и в дальнейшем. По прогнозам аналитиков, за эти два года число сотрудников АвтоВАЗа снизится почти на четверть. 

Надежда умирает последней. Поможет ли государство?

С такой точкой зрения не вполне согласны губернатор Самарской области и директор самого завода. На встрече с президентом Путиным самарский губернатор озвучил позицию Бу Андерссона, который надеется на сохранение в 2014 году объемов производства выпускаемых автомобилей, как минимум, на уровне 2013 года. При этом ни Андерссон, ни Меркушкин не уточняют, касаются ли эти планы автомобилей бренда Lada, или речь идет про объем производства российского подразделения альянса Renault-Nissan. Столь оптимистичный прогноз руководителя Самарского региона основывается на неподтвержденной информации о том, что российское правительство разрабатывает очередную программу по поддержке отечественных автопроизводителей. Будет ли возвращена программа утилизации подержанных автомобилей, или деньги из государственного бюджета будут поступать автопромышленникам иным путем, пока не известно. Сегодня Минпромторг только обсуждает способы поддержки отрасли. Что касается возобновления утилизационной программы, такую просьбу адресовал Владимиру Путину исполняющий обязанности нижегородского губернатора Валерий Шанцев. 

Чем торгует ВАЗ? Антирекорды продаж

В настоящее время модельный ряд автомобилей бренда Lada составляют: Granta, Kalina, Priora, универсал Largus и внедорожник Lada 4х4, представляющий собой знакомую не одному поколению россиян классическую Ниву. Каждая из моделей предлагается в нескольких вариантах исполнения, так, например, наиболее бюджетная модель из Тольятти - Lada Granta выпускается в исполнении седан и лифтбек, а флагман модельного ряда отечественного производителя - Priora можно приобрести в кузове седан, хэтчбек или универсал. Необходимо пояснить, что речь идет о производстве исключительно российских моделей машин. Сюда не входит кроссовер Нива Шевроле, а также модели альянса Renault-Nissan, планирующего в ближайшее время запустить на мощностях АвтоВАЗа выпуск машины под маркой Datsun.

Нынешний год заводчане начали с антирекордов. Опубликованные ассоциацией европейского бизнеса данные указывают на то, что в январе было продано всего 23.6 тысячи Лад. Это сразу на 21% меньше показателя за аналогичный период 2013 года. Кстати, сам АвтоВАЗ длительное время не публиковал итоги ежемесячных продаж. Уровень продаж января и февраля оказался самым низким за последнее четырехлетие - только в начале зимы 2010 года Лад было продано меньше. В тот год ситуацию с затовариванием складов предприятия спасла программа утилизации, стартовавшая в марте 2010 года. 

Плачевные результаты января повлекли временную остановку производства. К концу февраля завод на неделю приостанавливал выпуск Клин и Грант в связи с отсутствием спроса на эти модели. На три дня останавливался конвейер для Lada 4x4. 

По мнению многих специалистов падение продаж ключевых для завода моделей обусловлено перенасыщением рынка. И, если в прошлом году, когда Гранта и обновленная Калина были довольно свежей моделью, покупатели проявляли к ним повышенный интерес, то в 2014 году общеэкономические факторы мешают многим гражданам страны осуществить весьма дорогостоящую покупку. Проще говоря, те, кто хотел и планировал купить Гранту, уже это сделал, и на сегодняшний день желающих стать обладателем ВАЗовского авто немного.

Единственной моделью, продажи которой показали положительную динамику, стал универсал Lada Largus. Реализация этих автомобилей возросла в феврале почти на треть. Особенно хорошо продается Ларгус в регионах. Так, официальные дилеры ВАЗа по Архангельской области с удивлением констатируют, что на российский универсал существует очередь. Чтобы стать обладателем нового Ларгуса в Архангельске, придется подождать месяц, а то и полтора. 

Причина успеха модели в некотором провале ниши универсальных и коммерческих легковых автомобилей. Безусловно, иностранные производители готовы предложить большой перечень своих моделей - одноклассников Ларгус. Но по соотношению «цена/качество» у российского универсала, по сути, представляющего собой слегка перелицованный Renault Logan MCV, конкурентов нет.   

Автообзоры
Joomla SEO powered by JoomSEF