-
Недавно все российские СМИ опубликовали обнадеживающую информацию о продлении на следующий год государственной программы льготного автокредитования. Причиной подобного рода слухов послужила выделенная на эти цели из федерального бюджета сумма в размере 3,2 миллиардов рублей на 2012 год. Как оказалось на деле, данная сумма предназначена на выплату компенсаций банкам, участвующим в госпрограмме льготного кредитования. Чиновники пояснили, что средства по этой программе действительно выделены, но они пойдут не на продление программы, а на покрытие долгов перед банками. СМИ неверно истолковали информацию. В действительности, программу льготного автокредитования планируется завершить 31 декабря текущего года.
Все хорошее когда-нибудь заканчивается
-
Государственная программа льготного автокредитования стартовала в марте 2009 года для поддержки отечественных производителей. Изначально программа рассчитывалась сроком на год, но после очевидного успеха, ее решено было продлить на год, а затем еще на год. Таким образом, программа льготного автокредитования дважды продлевалась. По итогам 2009-2011 годов, в рамках программы банками было выдано около 350 тысяч кредитов на покупку авто. В программе участие приняли 114 банков по всей территории России.
-
Согласно правилам, по программе льготного автокредитования можно приобрести автомобиль, произведенный на территории страны, стоимость которого не превышает 600 тысяч рублей. В этот список вошли не только модели отечественных автопроизводителей, но и иномарки, собранные на территории России. Покупатель обязуется внести первоначальный взнос в размере 15 процентов, а государство, в свою очередь, субсидирует при этом 6%. В целом, государство выплачивает 2/3 ставки кредита. Срок погашения кредита составляет 36 месяцев. То есть, если покупатель успеет получить льготный кредит до конца текущего года, то его обязательства, как и обязательства государства, перед банком будут продлены до 2014 года.
-
Несмотря на такой успех программы, в третий раз ее продлевать не намерены. Чиновники ссылаются на то, что суть программы заключалась в ее поддержке отечественных автопроизводителей в условиях кризиса. Теперь же, когда наметились тенденции роста внутреннего авторынка, а также высокий спрос на автомобили, обусловленный выходом из кризиса, надобность в подобного рода государственной поддержке отпадает. Иными словами, программа льготного автокредитования подходит к своему логическому завершению.
-
Выделенные же федеральным бюджетом средства пойдут на выплату компенсаций банкам. На текущий год, согласно данным, выделено порядка 2,773 миллиарда, на следующий год - 3,2 миллиарда, а на 2013 - 2,052 миллиарда рублей. До конца текущего года Минпромторг планирует выдать всего около 200 тысяч льготных кредитов. К тому же, в этом году список автомобилей в рамках программы, помимо уже имеющихся 56, пополнился еще на 5 моделей: Hyundai Solaris, Fiat Linea, Chevrolet Lacetti, Renault Megane и Fluence.
-
Эта программа хороша тем, что выдает автокредиты для населения по более низким процентным ставкам: от 7 до 10 процентов годовых. Это сделало приобретение кредитов для рядовых граждан доступнее, что в свою очередь в разы увеличило спрос на автомобили. Производство автомобилей благодаря этому увеличилось, в частности, в текущем году на 40 процентов по сравнению с прошлым годом.
-
Потребительская активность заметно выросла. К примеру, в Архангельском регионе в среднем еженедельно сбербанками выдается порядка 10-15 кредитов. Однако, как признаются сами банки, заявок во много раз больше, но удовлетворить их все они просто не в силах. Тем не менее, по итогам прошлого года в Архангельской области по программе льготного автокредитования было продано около 5,5 тысяч автомобилей. Лидером по-прежнему остаются модели Лада. Покупатели этих автомобилей составляют более 50 процентов от общего числа участников.
Подводя итоги
-
Итак, госпрограмма льготного автокредитования заканчивается 31 декабря текущего года, и продлеваться больше не будет. По мнению чиновников, необходимость в ее продлении отпала сама собой. Программа выполнила свое предназначение, показав хорошие результаты. Активность населения увеличилась, производство и реализация отечественных автомобилей возросла. Российский автопром вышел на новый уровень и, как считают министры, активная государственная поддержка ему уже не нужна.
-
Чиновники надеются, что прекращение этой программы не должно послужить причиной спада роста российского авторынка. Напротив, они считают, что в этом году производство российских автомобилей должно достигнуть отметки в 1 699 тысяч единиц, а в следующем году перевалить за 2 миллиона выпускаемых автомобилей. Аналитики же прогнозируют в этом году рост продаж автомобилей аж до 2-2,5 миллионов единиц. Их мнению сводится к тому, что 20-35 процентов спроса обусловлено программой льготного автокредитования.
-
Благодаря упрощенному варианту получения льготных автокредитов: меньшая бумажная волокита и сокращенные сроки получения кредита, - между заемщиками и банками, а также между банками и автоконцернами установились доверительные отношения. Это дало возможность автоконцернам совместно с банками создавать собственные программы автокредитования по сниженным процентным ставкам, которые они намерены продолжать и в следующем году.
-
Парк автомобилей, особенно в отдаленных регионах, существенно обновился благодаря действию этой программы. Пополнение списка автомобилей сборочными иномарками дало дополнительный стимул к покупке. При этом некоторые иностранные автоконцерны сделали своим потенциальным клиентам еще более выгодные предложения. Они добавили собственные субсидии к государственным, в рамках программы, в некоторых случаях сводя процентную ставку практически к нулю. Все это подстегнуло покупателей, что непосредственным образом сказалось на успехе программы льготного автокредитования.
-
Теперь же, когда стало окончательно ясно, что продолжения программы не последует, страсти по автокредитам могут поутихнуть. Толк от этой программы определенно был, чем и обуславливался смысл ее двукратного продления. Очередное продление программы определенно имело бы смысл быть, так как еще многие заявки на приобретение автокредита остались висеть в воздухе. Но правительство посчитало, что смысла продолжать оказывать такого рода государственную поддержку отечественному автопрому больше нет.
-
Они с уверенностью считают, что все государственные программы в рамках оказания поддержки российским автопроизводителям сделали свое дело, и теперь пришло время пожинать плоды. Эксперты уверяют, что отечественный автопром прошел стадию возрождения, и, теперь настал черед самостоятельной жизни. Российский автопром готов наполнить не только внутренний, но и внешний рынок собственной продукцией. К тому же, год от года население становится все более платежеспособным, поэтому стимулирование спроса со стороны государства должно сходить на нет.
-
Сами же граждане не прочь были бы поучаствовать в этой программе пару-тройку лет. Многие из них так и не сумели осуществить свою мечту о покупке автомобиля. У кого-то не накопилось достаточно средств, а чьи-то заявки так и не удовлетворили. Льготное автокредитование – хороший шанс приобрести или обновить свой автомобиль, учитывая возможность покупки иномарки, собранной на территории России.
-
Однако чиновники считают, что за годы существования программы банки и автоконцерны сработались, а между банками и их клиентами установилась связь. Поэтому после прекращения программы количество выдачи автокредитов не должно, по их мнению, существенно снизиться. К тому же, многие автоконцерны предлагают свои выгодные программы субсидирования. Все эти доводы привели к единомыслию среди министров о том, что нет смысла более продлевать программу льготного автокредитования.
Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
02.11.2011 04:00