Недоступные российские автокредиты

Недоступные российские автокредиты

Печать

Из-за сильной волатильности валютного рынка Центробанк РФ в середине декабря принял решение об отмене ограничений по значениям полной стоимости автокредита для всех российских банков. Постановление будет действовать пока временно, до 1 июля 2015 года. Отныне банки и микрофинансовые организации вправе самостоятельно определять проценты по ставкам потребительских займов, включая автокредитование. Эта мера направлена на поддержание стабильности на внутреннем российском рынке и в финансовом секторе страны. Однако данное действие свидетельствует об удорожании стоимости автокредитов для клиентов и, как следствие, об их недоступности для большинства граждан.

Центробанк изменил условия автокредитования
Сначала ЦБ РФ поднял ключевую ставку по кредитам на 17%, а затем оставил на совести остальных кредитных учреждений регулирование процентных ставок по потребительским займам и автокредитам. Естественно, банки сразу взялись за пересмотр своих условий автокредитования на 2015 год после инициативы отмены ограничений по займам Центробанка. До момента введения ЦБ РФ регулятивных мер по сдерживанию ситуации в финансовом секторе, на первый квартал 2015 года по автокредитам уже были утверждены максимальные ставки для новых и подержанных машин. Для новых автомобилей и моделей с небольшим пробегом до 1 тысячи км ставка ограничивалась 20,32% годовых. Для б/у машин процент по кредиту не должен был превышать 31,22% годовых. Теперь же после отмены ограничений банки могут в произвольном порядке по собственному усмотрению устанавливать лимиты. Таким образом, автокредит на новый автомобиль банки отныне вправе выдавать по ставке свыше 20% годовых.
Поспешили воспользоваться шансом крупные банки и микрофинансовые организации, которые повысили свои и без того высокие процентные ставки по автокредитам и сократили сроки рассрочки. Кроме того, стало известно, что Сбербанк 22 декабря анонсировал приостановку выдачи автокредитов. Параллельно крупнейший российский банк прекратил принимать заявки на целый ряд ипотечных кредитов, по остальным резко повысились процентные ставки. Однако банковские служащие уверили граждан, что все ипотечные и автомобильные кредиты, одобренные ранее, будут выданы в полном объеме. Самое интересное, что в дочернем филиале Сбербанка полным ходом идет выдача автомобильных займов и ни о какой приостановке здесь не слышно. Банковские работники рассказали, что из-за сокращения автокредитования во многих соседних микрофинансовых организациях у них увеличился поток заявок, поэтому все они принимаются и одобряются. Надо отметить, что большинство банков уже заявили о приостановке на неопределенный срок, от месяца до полугода, приема заявок и выдачи автокредитов в связи со сложившейся на внутреннем рынке ситуации. Да и от самих клиентов все чаще стали поступать жалобы на отказ банков в автокредитовании из-за опасений в неплатежеспособности заемщиков. Большинство банкиров опасается, что из-за сильного ослабления рубля повышенный спрос на автокредиты создаст ситуацию неплатежеспособности тех заемщиков, которые купили автомобиль не по своим доходам.

Спрос на автокредиты падает
Как оказалось, за этот год россияне стали реже покупать машины в кредит. По данным Национального бюро кредитных историй, количество заемщиков по сравнению с 2013 годом сократилось на 20%. За 2014 год в кредит было куплено 605,8 тысяч автомобилей без учета выданных займов Сбербанком. В совокупности автокредитованием воспользовалось около 1,8 миллионов граждан. В процентном соотношении было выдано в общем подсчете 35-38% автомобильных займов, что на 10% меньше по сравнению с прошлогодним периодом. Только в Архангельской области, по опубликованным подсчетам, количество продаж автомобилей в кредит сократилось почти на 12%. Если в 2013 году было продано порядка 19 700 машин, то в 2014 году этот показатель снизился до 17 400 единиц автотранспорта. Сама область в списке покупательской способности среди российских субъектов занимает 30 место с долей региона менее 1% спроса.
Эксперты уверены, что сокращение продаж машин в кредит обусловлено не только ухудшением экономической ситуации, ослаблением рубля и подорожанием механизмов автокредитования, но и с увеличением стоимости каско в среднем на 0,5%. Отметим, что требуется оплатить именно каско для приобретения машины с привлечением заемных средств. Аналитики считают, что не стоит ожидать улучшения ситуации, поскольку не исключено, что цена на каско может повыситься еще на 1-1,5% в ближайшей перспективе.
Несмотря на меньшую доступность автокредитов для населения, россияне не собираются отказывать себе в покупке внедорожников и кроссоверов.

Не радужные перспективы
На днях стало известно, что дилеры российского филиала «Киа Моторс Рус» перестали отгружать автомобили, которые уже полностью оплачены покупателями. Гневные жалобы посыпались от обманутых покупателей. При этом, сами представители дочерней российской компании отрицают ситуацию и говорят, что за все стопроцентно оплаченные автомобили покупатели получат свои средства обратно в полном объеме. Представители компаний-дилеров подтвердили, что «Киа Моторс Рус» перестала принимать у них полученные денежные средства за машины и прекратила отгрузку новых партий. В компании объясняют это тем, что из-за сложной финансовой ситуации они не могут корректно отобразить полученную оплату за проданные автомобили. Поэтому им легче вернуть эти деньги как «невыясненные платежи». Эксперты связывают эту хитрость с тем, что автопроизводитель подсчитал упущенную выгоду и предпочел вернуть уже взятые деньги за машины клиентам, а потом продать эти не поставленные машины по более выгодной стоимости с учетом девальвации рубля.
Однако эксперты утверждают, что в наступающем 2015 году российский автомобильный рынок ожидает в буквальном смысле слова опустошение из-за сильного падения покупательского спроса на автомобили и двукратного сокращения импорта легковых машин. Ожидается, что в следующем году в Россию поставят всего 280-300 тысяч иномарок. На сегодняшний день некоторые автоконцерны уже полностью на неопределенное время приостановили отгрузку машин и сократили импортные квоты для российского рынка. Особенно тяжело придется в первом полугодии 2015 года, когда будут недоступны не только автокредиты, но и сами машины.
Согласно проведенному аналитическим агентством «Автостат» опросу, каждый четвертый гражданин нашей страны откажется от приобретения новой машины в кредит или за наличные, что в процентном соотношении составляет четверть или 25% от всего населения России. Ожидается, что для поддержания покупательского спроса на свою автомобильную продукцию производители начнут предоставлять и развивать автолизинг, аренду или льготное автокредитование. Пока еще бюджетные модели уходят за наличность. Но банкиры уверены, что в 2015 году из-за сильного удорожания ставок по автокредитам и недооцененности своих финансовых возможностей покупателями и, как следствие, многочисленных отказов банков наступит длительное и полное затишье на внутреннем автомобильном рынке страны.

Автокредитование
Joomla SEO powered by JoomSEF