Льготное автокредитование в России завершается

Печать
Недавно все российские СМИ опубликовали обнадеживающую информацию о продлении на следующий год государственной программы льготного автокредитования. Причиной подобного рода слухов послужила выделенная на эти цели из федерального бюджета сумма в размере 3,2 миллиардов рублей на 2012 год. Как оказалось на деле, данная сумма предназначена на выплату компенсаций банкам, участвующим в госпрограмме льготного кредитования. Чиновники пояснили, что средства по этой программе действительно выделены, но они пойдут не на продление программы, а на покрытие долгов перед банками. СМИ неверно истолковали информацию. В действительности, программу льготного автокредитования планируется завершить 31 декабря текущего года.

Все хорошее когда-нибудь заканчивается

Государственная программа льготного автокредитования стартовала в марте 2009 года для поддержки отечественных производителей. Изначально программа рассчитывалась сроком на год, но после очевидного успеха, ее решено было продлить на год, а затем еще на год. Таким образом, программа льготного автокредитования дважды продлевалась. По итогам 2009-2011 годов, в рамках программы банками было выдано около 350 тысяч кредитов на покупку авто. В программе участие приняли 114 банков по всей территории России.
Согласно правилам, по программе льготного автокредитования можно приобрести автомобиль, произведенный на территории страны, стоимость которого не превышает 600 тысяч рублей. В этот список вошли не только модели отечественных автопроизводителей, но и иномарки, собранные на территории России. Покупатель обязуется внести первоначальный взнос в размере 15 процентов, а государство, в свою очередь, субсидирует при этом 6%. В целом, государство выплачивает 2/3 ставки кредита. Срок погашения кредита составляет 36 месяцев. То есть, если покупатель успеет получить льготный кредит до конца текущего года, то его обязательства, как и обязательства государства, перед банком будут продлены до 2014 года.
Несмотря на такой успех программы, в третий раз ее продлевать не намерены. Чиновники ссылаются на то, что суть программы заключалась в ее поддержке отечественных автопроизводителей в условиях кризиса. Теперь же, когда наметились тенденции роста внутреннего авторынка, а также высокий спрос на автомобили, обусловленный выходом из кризиса, надобность в подобного рода государственной поддержке отпадает. Иными словами, программа льготного автокредитования подходит к своему логическому завершению.
Выделенные же федеральным бюджетом средства пойдут на выплату компенсаций банкам. На текущий год, согласно данным, выделено порядка 2,773 миллиарда, на следующий год - 3,2 миллиарда, а на 2013 - 2,052 миллиарда рублей. До конца текущего года Минпромторг планирует выдать всего около 200 тысяч льготных кредитов. К тому же, в этом году список автомобилей в рамках программы, помимо уже имеющихся 56, пополнился еще на 5 моделей: Hyundai Solaris, Fiat Linea, Chevrolet Lacetti, Renault Megane и Fluence.
Эта программа хороша тем, что выдает автокредиты для населения по более низким процентным ставкам: от 7 до 10 процентов годовых. Это сделало приобретение кредитов для рядовых граждан доступнее, что в свою очередь в разы увеличило спрос на автомобили. Производство автомобилей благодаря этому увеличилось, в частности, в текущем году на 40 процентов по сравнению с прошлым годом.
Потребительская активность заметно выросла. К примеру, в Архангельском регионе в среднем еженедельно сбербанками выдается порядка 10-15 кредитов. Однако, как признаются сами банки, заявок во много раз больше, но удовлетворить их все они просто не в силах. Тем не менее, по итогам прошлого года в Архангельской области по программе льготного автокредитования было продано около 5,5 тысяч автомобилей. Лидером по-прежнему остаются модели Лада. Покупатели этих автомобилей составляют более 50 процентов от общего числа участников.

Подводя итоги

Итак, госпрограмма льготного автокредитования заканчивается 31 декабря текущего года, и продлеваться больше не будет. По мнению чиновников, необходимость в ее продлении отпала сама собой. Программа выполнила свое предназначение, показав хорошие результаты. Активность населения увеличилась, производство и реализация отечественных автомобилей возросла. Российский автопром вышел на новый уровень и, как считают министры, активная государственная поддержка ему уже не нужна.
Чиновники надеются, что прекращение этой программы не должно послужить причиной спада роста российского авторынка. Напротив, они считают, что в этом году производство российских автомобилей должно достигнуть отметки в 1 699 тысяч единиц, а в следующем году перевалить за 2 миллиона выпускаемых автомобилей. Аналитики же прогнозируют в этом году рост продаж автомобилей аж до 2-2,5 миллионов единиц. Их мнению сводится к тому, что 20-35 процентов спроса обусловлено программой льготного автокредитования.
Благодаря упрощенному варианту получения льготных автокредитов: меньшая бумажная волокита и сокращенные сроки получения кредита, - между заемщиками и банками, а также между банками и автоконцернами установились доверительные отношения. Это дало возможность автоконцернам совместно с банками создавать собственные программы автокредитования по сниженным процентным ставкам, которые они намерены продолжать и в следующем году.
Парк автомобилей, особенно в отдаленных регионах, существенно обновился благодаря действию этой программы. Пополнение списка автомобилей сборочными иномарками дало дополнительный стимул к покупке. При этом некоторые иностранные автоконцерны сделали своим потенциальным клиентам еще более выгодные предложения. Они добавили собственные субсидии к государственным, в рамках программы, в некоторых случаях сводя процентную ставку практически к нулю. Все это подстегнуло покупателей, что непосредственным образом сказалось на успехе программы льготного автокредитования.
Теперь же, когда стало окончательно ясно, что продолжения программы не последует, страсти по автокредитам могут поутихнуть. Толк от этой программы определенно был, чем и обуславливался смысл ее двукратного продления. Очередное продление программы определенно имело бы смысл быть, так как еще многие заявки на приобретение автокредита остались висеть в воздухе. Но правительство посчитало, что смысла продолжать оказывать такого рода государственную поддержку отечественному автопрому больше нет.
Они с уверенностью считают, что все государственные программы в рамках оказания поддержки российским автопроизводителям сделали свое дело, и теперь пришло время пожинать плоды. Эксперты уверяют, что отечественный автопром прошел стадию возрождения, и, теперь настал черед самостоятельной жизни. Российский автопром готов наполнить не только внутренний, но и внешний рынок собственной продукцией. К тому же, год от года население становится все более платежеспособным, поэтому стимулирование спроса со стороны государства должно сходить на нет.
Сами же граждане не прочь были бы поучаствовать в этой программе пару-тройку лет. Многие из них так и не сумели осуществить свою мечту о покупке автомобиля. У кого-то не накопилось достаточно средств, а чьи-то заявки так и не удовлетворили. Льготное автокредитование – хороший шанс приобрести или обновить свой автомобиль, учитывая возможность покупки иномарки, собранной на территории России.
Однако чиновники считают, что за годы существования программы банки и автоконцерны сработались, а между банками и их клиентами установилась связь. Поэтому после прекращения программы количество выдачи автокредитов не должно, по их мнению, существенно снизиться. К тому же, многие автоконцерны предлагают свои выгодные программы субсидирования. Все эти доводы привели к единомыслию среди министров о том, что нет смысла более продлевать программу льготного автокредитования.
Joomla SEO powered by JoomSEF