Помогут ли суды навести порядок с плохими дорогами

Печать

Про две основные беды России было написано еще полтора столетия тому назад. Но и до сегодняшнего дня технический прогресс не сумел справиться по меньшей мере с одной из них. По данным ГИБДД более трети аварий в России происходит из-за неудовлетворительного состояния проезжей части улиц и дорожного покрытия.

Кардинально изменить ситуацию у властей никак не получается. Происходит это во всех регионах России. Хотя и звучат отчеты о зарезервированных средствах, плановых ремонтах, реконструкции отдельных участков, строительстве новых трасс. Да и реклама в прессе антиаварийного вождения не сильно влияет на число случившихся ДТП. Количество аварий, случившихся из-за плохого состояния покрытия дорог, постоянно растет, и объяснить это лишь увеличением «поголовья» автотранспорта невозможно.

Архангельск, как индикатор
Состояние дорог в Архангельской области еще не самое плохое. Это отмечают все, кому приходится пересекать ее границу со стороны Вологодской области. Но, «не самое плохое», еще не значит «хорошее». Во время губернаторского совещания Архангельской области был отмечен рост ДТП, случившихся по вине дорожников. В лидерах числятся сама столица северной области, Плесецк и Онега. Самые большие претензии к Архангельску. В городе уже стало порочной традицией проводить дорожные ремонты в неподходящие погодные сезоны. Именно это обстоятельство и приводит к быстрому разрушению дорожных покрытий. Отдельно можно говорить о ненадлежащей уборке снега и о состоянии ливневой канализации. В прошлом году за первую неделю мая автовладельцами Архангельска в ГИБДД было подано больше ста жалоб, касающихся дефектов дорожного полотна.

Безнаказанность виновников неизбежна?
Среди автомобилистов бытует мнение, будто добиться компенсации от дорожников за повреждения, полученные автомобилем вследствие ненадлежащего состояния дорожного покрытия или отсутствия предупреждающих знаков, практически невозможно. А повреждения бывают серьезными. У машины отрывает подвеску, транспорт переворачивается. Водители, объезжая ямы, вынужденно вырываются на «встречку», отсюда и лобовые столкновения, заносы.
Вот свидетельство рядового архангельского автолюбителя: «… поднимался на мост. Яма. Колесо пробил. Передо мной еще один водитель. Тоже пробитое колесо. Вокруг валяются обломки бамперов, колпаков. Я вызываю ГИБДД, собирался судиться. Но сами же автоинспекторы отговорили. Мол, черта с два найдешь, кто отвечает за этот участок. Мы сами этого не знаем. А еще в ПДД есть хитрый пунктик - водитель обязан выбирать скорость движения, исходя из дорожных условий. Как его не крути, на суде получится, что я превысил».
Да, добиться выплаты компенсации непросто. Однако причина кроется не только в отказе дорожно-эксплуатационными службами признавать свою вину. Большинство автовладельцев прекрасно знают, как следует правильно оформлять аварию, в которой участвовали два и более транспортных средства. Но они слабо представляют себе процедуру оформления аварий, случившихся по вине дорожников.

Обращайтесь к специалистам
Мало кто из потерпевших обращается за помощью к адвокатам, специализирующимся в данной области. Именно юристы способны подсказать, как следует оформлять такую аварию, чтобы добиться в будущем выплаты виновными компенсации. Отечественным законодательством предусмотрена такая возможность – получить возмещение ущерба, причиненного в ДТП, ставшего возможным из-за безответственного отношения к обязанностям служб дорожно-эксплуатационной организации, обслуживающих данную дорогу.
Не только до судов, но даже до подачи искового заявления доходят не многие потерпевшие. Чаще всего они ограничиваются жалобами на дефекты дорожного покрытия. Люди просто не желают тратить время, деньги, нервы на длительные процедуры с, как они считают, заведомо проигрышным финалом. На получение компенсации за повреждение подвески через суд могут уйти недели, а то и месяцы. Еще одна причина – незнание законов, нормативной базы. Поэтому подавляющее большинство владельцев пострадавших автомобилей считают за лучшее отремонтировать личный транспорт за собственные деньги и не тратить попусту время и нервы.
Однако такое поведение создает порочный круг. Дорожники, чувствуя свою относительную безнаказанность, пренебрегают своими обязанностями, что ведет к появлению новых аварийно-опасных участков. Юристы, специализирующиеся в этой области, придерживаются мнения, что в случае массовой подачи исков дороги ремонтировались бы лучше и более своевременно, передвигаться по ним стало бы куда безопаснее.
Такое же мнение, только более эмоционально, высказывает и автолюбитель со стажем, жительница Архангельска: «У наших дорожников любимые отмазки: денег нет и суровый климат. Это все полное вранье! Деньги не надо воровать. Про климат не прокатывает тоже. В Финляндии и Норвегии погодные условия сопоставимы с нашими. Но посмотрите, какие у них дороги!»
Представители дорожно-эксплуатационных организаций на судебном разбирательстве обычно апеллируют к «превышению скорости» пострадавшим автовладельцем. Мол, ехал бы медленнее, ничего плохого не случилось бы. И этот аргумент во многих случаях срабатывает. Им удается уйти от ответственности.
Итак, что следует предпринять, если ДТП произошло вследствие попадания колеса в яму или же в открытый люк?

Правда всегда в деталях
В первую очередь, следует вызвать сотрудников ГИБДД. При этом важно уточнить еще по телефону, что имеет место ДТП, а не банальная поломка автомобиля. Ни в коем случае не следует передвигать автомобиль до прибытия автоинспекторов. Желательно уговорить двух очевидцев дать согласие стать свидетелями. Потом они смогут подтвердит сам факт аварии. Возьмите у них адреса и телефоны. Еще побеспокойтесь о том, чтобы зафиксировать при помощи фотоснимков обстановку на месте ДТП. Для этого подойдет и мобильник с камерой.
Идеально было бы иметь запись с видеорегистратора. Открытый люк или яму непременно следует заснять. Иначе через день-два дорожники могут ее засыпать, заасфальтировать, и впоследствии доказать в суде ее существование вам будет непросто.
Чем меньше в протоколе будет общих формулировок и чем больше конкретных фактов, тем лучше, туда же должны быть занесены и фамилии ваших свидетелей или понятых. Также не лишними окажутся упоминания о наличии материалов видео- или фотофиксации об отсутствии предупреждающих знаков и ограждений. Естественно, не забудьте попросить у автоинспектора копию протокола.

Подготовка к суду
Чтобы подготовить исковое заявление, следует взять в ГИБДД акт, который подтверждает ненадлежащее состояние дорожного полотна, и справку о ДТП (форма 154). Обратите внимание и на минимально допустимые размеры ямы, установленные ГОСТ-ом 50597-93. Предельная ширина 60, длина 15, глубина 5 сантиметров. Ключевой показатель здесь глубина, на нее, прежде всего, обратит внимание суд. Размер ущерба - прерогатива независимой экспертизы. Предварительно за три дня до экспертизы письменно пригласите на ее проведение ответчика. Даже если он не явится, то вы соблюли процедуру.
Еще одна рекомендация специалистов. Прежде, чем обращаться в суд, предложите виновнику компенсировать вам ущерб в досудебном порядке - добровольно.

Дороги
Joomla SEO powered by JoomSEF