Станут ли российские дороги лучшими в мире?

Печать

Болгария. Ранняя осень 1944 года. Немецкие войска спешно покидают страну, боясь оказаться в кольце окружения войсками стремительно наступающей Красной Армии. Молодой, видно, недавно призванный немец-водитель грузовика жалуется на невыносимые местные ухабы. Сидящий рядом утомленный генерал печально говорит новобранцу о том, что тот не видел, какие дороги в России, иначе бы не жаловался…

В этом эпизоде одного советско-болгарского фильма высказано мнение старого вояки, избалованного автобанами цивилизованной Европы, о своих мытарствах на русских просторах. Его словами в значительной степени можно обрисовать состояние и нынешних путей связи между городами и весями российскими. Конечно, за прошедшие десятилетия уделялось внимание дорожной проблеме, поэтому сейчас имеются не только грунтовки, а довольно развитая по меркам страны сеть сообщения.

При прошлой планово-административной системе главный упор делался, всё-таки, на тяжёлую промышленность, в структуре которой военно-промышленный комплекс занимал доминирующее положение. Наряду с железнодорожным грузооборотом существовала потребность перевозки объёмных, часто многотонных изделий, и автомобилями. Разработка всё новых месторождений полезных ископаемых, в основном открытым способом, вызвала к жизни производство новых большегрузных «КАМАЗов» и «БЕЛАЗов». Эти гиганты, нагруженные под «завязку», перемещались по дорогам, которые были рассчитаны при строительстве по старым нормам, и выдерживали не более чем пятитонные грузовики. Разрушаемое ими покрытие автострад, в свою очередь, приводило и к преждевременному выходу из строя самих автомобилей. Сейчас это вызвало бы недовольство со стороны частных владельцев или компаний-собственников автотранспорта из-за частых поломок и увеличения средств на ремонт, что снижает прибыль в условиях рыночной экономики. Но в условиях тотальной монополии государства как в целом в экономике, так и в автоотрасли в частности, когда основной подвижной состав находился в больших транспортных колоннах, парках и крупных предприятиях, вопрос затрат на ремонтные работы не стоял остро. В условиях распределительной системы проблема была не в деньгах, поскольку они не играли тогда своей настоящей роли, а в возможности достать, выбить запчасти, а то и новые машины у вышестоящих ведомств, а изношенные просто списать. То же касалось и общественного транспорта, таксопарков, где у руководства не было особой мотивации в бережном отношении к эксплуатируемым машинам, а больше было интереса к поиску каналов замены изношенного на новое. 

К моменту появления новой России, износ дорог достиг значительной степени. К концу девяностых годов решительно изменилась структура автомобильного парка страны. Мощным потоком устремились на русский рынок невиданные ранее иномарки, быстро потеснив наши доморощенные малолитражки. Вот такое изменение общественных интересов на собственнические привело к потребности в более качественных автострадах, наносящих меньше вреда теперь уже личному или корпоративному транспорту. 

За последние 15 лет, когда экономика России во многом стабилизировалась, в дорожной отрасли многое сделано, её состояние поднялось на более высокий технический уровень. Государство вкладывает значительные средства в решение этот насущной проблемы, хотя часто присутствует нежелание дорожников внедрять новые материалы и технологии по причине недоскональных стандартов в строительстве путей сообщения, тем более требуется длительное лабораторное испытание в полевых условиях. Поэтому ситуация в отрасли улучшается медленно. 

На примере Архангельской области видно, как и администрация, и службы, несмотря на ограниченность средств, пытаются решить дорожные проблемы, определив наиболее узкие кричащие места. Магистраль М8 будет разгружена путём пуска дороги от Коноши до соседней Вологодчины. Для уменьшения нагрузки на областной бюджет из-за компенсаций железнодорожникам, планируется построить 37 километров автодороги и пустить автобусы на трассе Архангельск - Онега. Острейшей проблемой отрасли являются высокие цены на компоненты дорог - песок и гравий, цены на которые диктуют карьеры. Но внимание инновациям уделяется. Архангельцы - одни из зачинателей в стране системы автоматизированного управления дорожным хозяйством. 

А в целом же только около 40% трасс России отвечают требованиям, остальные ждут радикального улучшения своего состояния.

Планов громадьё…

Большой новостью является сообщение о приближающемся «революционном» скачке в многострадальной отрасли, нетерпимое положение в которой препятствует притоку инвестиций в страну, её модернизации, а, именно, о новом проекте, великой задумке Федерального центра - «Инновационных дорогах», способных чуть ли не навсегда избавить любимое отечество от репутации территории непроходимого бездорожья. К проекту будут привлечены многие авторитетнейшие структуры, начиная с соответствующего министерства, а также по одной областной и республиканской администрации и Московское правительство.

Задачи, предусмотренные проектом, грандиозны и впечатляющи: и повышение долговечности автострад, и уменьшение потребления энергии, и снижение массы металлоконструкций. И всё это в разы, а то и в десятки раз. Обнадёживают цифры и по снижению ДТП и смертности людей. Предусматривается замена устаревших стандартов новыми, регламентирующими функционирование всех элементов и составных частей дорожного хозяйства. Ласкают слух и названия новейших материалов и технологий, планируемых к применению при сотворении новых путей, обещающих, наконец-то, вывести терпеливую матушку Русь в ХХІ век за несколько лет. Чего стоит только арматура из базальта, втрое сильнее «банальной» стали, и в разы легче неё, а по долговечности мало с чем сравнимая. После познания ещё множества приятных новшеств мы приходим к тому, что узнаём о вершине проекта - системе управления автомобильным потоком, тем более интеллектуальной. И то, что в одном из фантастических романов описание подобного казалось лишь выдумкой писателя, здесь презентуется как близкая реальность: уменьшатся заторы, почти ликвидируются аварии, а, главное, на дорогах обещан порядок. Желают, конечно же, как лучше. А получится ли?

Из-за вышеперечисленных благ, обещанных проектом, чувствуешь себя окунувшимся в бочку с мёдом. Ах, если бы не пресловутая ложка дёгтя! Напрашивается мысль, что стремление довести одну из исконно русских, неразрешимую многими веками проблему, до блестящего по мировым стандартам решения, в отрыве от всей остальной экономики, представляется вряд ли успешно осуществимой, тем более за короткий период. Высокое качество дорог в развитых странах неразрывно связано со всеми остальными компонентами и хозяйственной, и социальной жизни. Это передовая промышленность, высокопродуктивное сельское хозяйство, а главное - менталитет и культурные традиции народа. Государство, имеющее львиную долю экспортных доходов не от продукции, содержащей в себе высокую часть интеллекта, а от сырья: нефти и газа, которые сейчас в цене на мировом рынке, не может рассчитывать на стабильное поступление финансов на долгий период. Ведь стоимость энергоносителей нестабильна, может и обвалиться, как при Горбачёве, в 3-4 раза. И тогда оскудевшему бюджету, несущему и без того огромный груз военных расходов и социальных выплат, будет не до дорог.

Веками Россия прорубала «окно в Европу», ещё со времён Петра Первого. Да, внешние атрибуты были привнесены в жизнь общества: мундиры, фраки, треуголки, шпаги, даже дуэли, но блестящие кареты за пределами столицы увязали в грязи. Через триста лет баснословно дорогие «Мерседесы» разбивают свою изнеженную, созданную для гладких автобанов, материальную часть в рытвинах и на ухабах провинциальных дорог. Меняется форма, но не меняется содержание. Дай бог, чтобы новое поколение россиян пользовалось не такими, как европейские, а хотя бы приличными дорогами. Для потомков и эти будут лучшими в мире.

Дороги
Joomla SEO powered by JoomSEF