Зимний «чёс», застой в распутье

Печать

С 10 апреля на автомобильных дорогах Архангельской области вводятся ограничения движения транспорта, вес которого превышает 3,5 тонны на ось. Для предприятий время распутицы особенно проблемно: кто-то ищет «обходные» пути, чтобы доставить груз вовремя, кто-то прекращает грузоперевозки, пытаясь сделать запасы сырья заблаговременно. Максимально задействовать дороги зимой, когда нагрузка на дорожное полотно практически равна нулю — вариант возможный, но почти неосуществимый. 


Вопрос сохранности дорог, бюджетных средств на ремонт которых катастрофически не хватает, стал главным на встрече представителей власти и бизнеса в дорожном агентстве «Архангельскавтодор» в рамках работы Лесного форума.

Сегодня в Архангельской области насчитывается чуть более восьми тысяч километров региональных автомобильных трасс, из них более 70% - гравийные и грунтовые. Дороги ремонтируются, но темпы работ оставляют желать лучшего. Так, в 2012 году отремонтировали 44 км, а построили 18 км дорог.

«Финансирования хватает только на то, чтобы содержать в проезжем состоянии основные маршруты. О второстепенных дорогах, по которым чаще всего и перевозится лес, речи не идет», - подчеркнул заместитель руководителя дорожного агентства «Архангельскавтодор» Игорь КУДИНОВ.

Фактически 75% трасс региона способны обеспечить пропускную способность транспорта с нагрузкой на ось не более шести тонн. Предприятия, дабы снизить себестоимость продукции, напротив, перегружают машины. В результате происходит ускоренное разрушение дорожного полотна. Для сохранения покрытия необходимо ограничивать движение большегрузов, особенно весной и осенью, когда автотрассы наиболее подвержены разрушению, уверены в «Архангельскавтодоре». С 10 апреля на региональных и муниципальных трассах подобные ограничения уже введены. Они будут действовать до 24 мая.

«Есть возможность частично снять ограничения, - отметил заместитель директора дорожного агентства «Архангельскавтодор» Денис КУЛИЖНИКОВ. - Например, следуя опыту других стран, установить на большегрузных автомобилях специальные системы, которые будут регулировать давление в шинах. Это позволит заметно снизить нагрузку на дорожное полотно, а соответственно, уменьшить разрушение. В качестве эксперимента оборудование для снижения давления в шинах готова установить на большегрузах компания «Илим».

Но лучший вариант - максимально задействовать дороги в зимний период. В ходе экспериментов было установлено, что зимой прогиб дорожного полотна даже при сверхвысоких нагрузках практически равен нулю - под воздействием низких температур дорога буквально цементируется.

Правда, для того чтобы изменить нормативы и повысить допустимую нагрузку на ось транспортного средства, необходимо научно обосновать полученные в экспериментах результаты, провести комплексные исследования. Но кто возьмется за их финансирование? Работа не из дешевых: исследование обойдется в 3-5 млн рублей. По мнению руководителя агентства по транспорту Архангельской области Дмитрия ДЕАРТА, к процессу должны подключиться представители лесного бизнеса, заинтересованные в увеличении объемов перевозки грузов. Лесопромышленников, впрочем, эта перспектива не воодушевляет.

«Нужно понимать, сколько мы выиграем от снижения ставок на движение большегрузов, - отметил директор лесного филиала ОАО «Группа «Илим» в Коряжме Владимир ФЕДФЕБЕЛЕВ. - И сможем ли вообще, проведя дорогостоящие исследования, добиться снижения платы «за перевес». Если с дорогами все понятно, то что делать с мостами? Состояние многих переправ никакой критике не поддается. На деревянных мостах, в частности, установлена предельная общая масса нагрузки. Какой смысл добиваться повышения нагрузки на ось, если транспорт не сможет проехать по такому мосту?».

Продолжая критику выбранной политики в области весового контроля для большегрузов, Федфебелев отметил, что процедура оформления специальных пропусков на разрешение движения тяжелого транспорта вместо декларируемых 10 дней занимает больше месяца. «Пора изменить порядок выдачи разрешений. Предприниматели платят миллионы и вынуждены сталкиваться с чисто бюрократическими проблемами», - констатировал топ-менеджер группы «Илим».

Дмитрий Деарт пояснил, что упростить процедуру оформления специальных пропусков не позволяет федеральное законодательство. «Сейчас совместно с муниципальными образованиями мы разработали механизм оформления документов», - сообщил Деарт.

Впрочем, коренным образом ситуация не изменится: выдавать разрешения на местах можно лишь на проезд по муниципальным дорогам. А большегрузы в рамках выстроенного логистического маршрута, как правило, следуют по дорогам разного подчинения...

По мнению участников встречи, для решения этой и других проблем необходимо продолжить конструктивный диалог между лесной отраслью и дорожниками.

Особенно важно, по мнению директора ООО «АвтоДорожный консалтинг» Елены СВАТКОВОЙ, совместно определять приоритетные направления в работе дорожников, а так же согласовать планы ремонтных работ для обеспечения максимальной выгоды логистики. Сегодня в числе приоритетных маршрутов автодорога Котлас-Яренск, дорога на Карпогоры и на с. Лешуконское. А также модернизация северного транспортного коридора и завершение строительства подъезда к г. Мирный.

«Подобная схема логистических коридоров позволяет сконцентрировать ресурсы на усиление дорог, формирующих маршруты, жизненно важные для лесной отрасли, - считает Елена Сваткова. - Следующим шагом должно стать планирование конкретных мер по улучшению функциональности этих коридоров - оптимальных технологических и организационных решений».

Дороги
Joomla SEO powered by JoomSEF