Можно ли бороться с подделками автозапчастей?

Печать

Бизнес в наше время сродни войне. Одни побеждают благодаря своей мощи, другие - благодаря сообразительности и хитрости. Рынок наводнен фальшивой контрафактной продукцией, которая как раз и является результатом деятельности нечестных производителей.

 Добропорядочные компании страдают и несут убытки, бороться с нелегальными поставщиками становится всё труднее, притом, что государство просто создает видимость активной работы в этой области.

Контрафакт на авторынке

В настоящее время научились подделывать практически всё: одежду, продукты питания, лекарства, алкоголь и даже автомобильные товары: незамерзайку, автомасло и запчасти. По словам экспертов, авторынок переполнен контрафактом, в отдельных сегментах доля подделок достигает 90 процентов, причем потери несут и производители и покупатели. 

Производители, выпускающие поддельную продукцию, теряют доверие покупателя, уже нет смысла продвигать товары на рынке, т.к. продукция не пользуется спросом, и наблюдается резкий спад продаж. По словам Сергея Мурашова, директора системы бренд-контроля Dat, контрафакт для компаний - самый короткий путь к потере имиджа и рынка. 

Покупатели, приобретая подделки, рискуют своим здоровьем и жизнью. За прошлый год в Архангельской области от ДТП пострадало 2968 человек, произошло 2133 аварии. Самые тяжелые аварии происходят из-за неисправностей автомобиля, а причинами становятся использование контрафактных запчастей и расходных материалов. 

Контрафактная продукция становится бичом автомобильной отрасли. Не всегда есть возможность быстро вычислить партию подделок и изъять их. По данным проверок запчастей по системе Дат на подлинность, вызывает тревогу Москва - более 27 процентов подделок, Башкирия - почти 6 процентов, а Архангельская область - 1,3 процента. Проверят подлинность автомобильных запчастей необходимо, ведь данная мера поможет значительно уменьшить количество аварий. 

В Москве выявляют поддельную незамерзающую жидкость

Столицу ждет появление мобильных групп, которые проследят за качеством омывающей жидкости. Рейды, в которых примут участие сотрудники УБЭП и обычные водители, пройдут в округах, будет проведена проверка качества товара, наличие разрешения на торговлю и сертификации. 5 декабря на МКАДе пройдет 1-й рейд. Но как утверждает Сергей Гончаров, зампредседатель комиссии по безопасности Мосгордумы, даже эти рейды не помогут полностью побороть распространение некачественных автотоваров. Данные меры не дадут эффективных результатов до тех пор, пока сами автовладельцы не прекратят закупать незамерзающую жидкость с рук, по низкой цене. 

Не секрет, что постоянное использование поддельной омывающей жидкости, которая содержит метанол, несет серьезный вред здоровью, ведь метанол - очень опасный яд, который не имеет запаха. У водителя и пассажиров может значительно ухудшиться зрение или может наступить слепота. 

Покупка автозапчастей как игра в рулетку

Министерство промышленности и торговли оценило наш рынок автозапчастей в 38 миллиардов долларов. Но по данным Министерства, качественные запчасти составляют лишь третью часть от общей массы, а доля сомнительных компонентов - около 70 процентов. И от подделок не застрахована ни одна область и регион, контрафакт распространен по всей территории страны и отличается лишь масштабами.

Конечно, автозапчасти сомнительного качества имеют более низкую стоимость, в отличие от оригинальных. Но откуда берется такая экономия? Самые дешевые, низкокачественные материалы, устаревшее оборудование при производстве, отсутствие гарантии-всё это сказывается на цене и качестве. Такие запчасти быстрее приходят в негодность и становятся причинами ДТП.

Зачастую эти изделия производятся в Китае, а потом приходят в Россию. По словам Павла Савченко, директора «Автопраги», весь цивилизованный мир предпочитает покупку запчастей у дилера «серому рынку». Официальный дилер - это определенная уверенность в оригинальности деталей и аксессуаров и гарантии. По данным опроса,  лишь 28 процентов жителей Архангельска стараются всегда покупать автотовары у официальных дилеров, а 72 процента отдают предпочтение серому рынку. 

Можно ли бороться с контрафактной продукцией?

По мнению властей, эффективной борьбе с подделками способствует обязательная маркировка товаров. Предприниматели с этим не согласны. Применение марок увеличивает стоимость товара, но абсолютно не защищает от контрафактчиков, которые весьма легко и умело приспосабливаются к подобным нововведениям. 

Производители стараются обезопасить свой товар от подделок, регистрируя свои товарные знаки и запатентовывая промышленный образец (внешний вид изделия), чтобы исключить использование не только имени, но и дизайна. В этом случае возможно привлечь контрафактчика к ответственности по суду. В Архангельске данную услугу предоставляют 7 юридических организаций: «Азимут», «Эксперт», «Дербин и партнеры», «Правозащитник» и др.

Также есть другой способ - усложнить упаковку продукции, но и к этому мошенники быстро приспосабливаются. По словам Дмитрия Мусальникова, победителя номинации «за лучшую программу по защите оригинальной продукции», в нынешней ситуации просто необходимо обезопасить свою продукцию: сертифицировать изделия, использовать фирменную упаковку, защищать товары с помощью системы Dat. 

Но ни один способ не даст 100 процентов гарантии безопасности своей продукции. Некоторые потребители сознательно покупают поддельную продукцию, т.к. оригинальные товары им не по карману, а подделка позволяет сэкономить средства.

Закон и контрафакт

В РФ нет отдельной организации, которая занималась бы конкретно автомобилями и автотоварами. Существует Роспотребнадзор и Росстандарт, но под их контролем столько отраслей… По мнению Марины Калинниковой, заместителя руководителя Росстандарта, в нашей стране много контрафактчиков, но закон почему-то бездействует. Госинспекторы Росстандарта должны контролировать все: игрушки, медикаменты, медаппаратуру, бензин, оборудование взрывоопасных сред. Но ведь для этого необходимы специальные знания, которых зачастую просто нет. Госинспекторы вынуждены обращаться к экспертам. Лабораторные исследования автотоваров самые затратные. Для того чтобы провести полную экспертизу автомобиля, необходимо как минимум 100 000 евро. Бюджетных денег, конечно же, хватает лишь на мизерную часть проверок, все остальное - документальные проверки. Следовательно, надзор и контроль совершенно не эффективен. Просто страшно представить сколько некачественных товаров на авторынке или СТО.

Качественных автомобильных товаров можно не ждать, пока не будет жесткой программы от правительства с правовой поддержкой, которая будет регулировать качество товаров. А пока борьба государства с некачественными автотоварами не приносит больших успехов. Самый большой вклад вносят правоохранительные органы. Излюбленным способом у властей при борьбе с подделками являются рейды, которые проводятся только в местах торговли. При обнаружении некачественной продукции обрубаются верхушки, а вот «корни» редко несут какую-либо ответственность. Контрафакт конфискуется, а тот, кто ее реализовывал, наказывается штрафом. Пока недобросовестные производители будут чувствовать свою безнаказанность, доля некачественных товаров будет только расти. 

Аналитика
Joomla SEO powered by JoomSEF