Льготное автокредитование завершено досрочно

Печать

Несложно заметить, что на дорогах страны появилось огромное количество новых автомобилей. И пусть, подавляющая часть новых машин представляет бюджетный сегмент автопрома, факт «омоложения» отечественного автопарка является позитивным показателем по многим причинам. 

Маркетологи большинства компаний - автопроизводителей, в качестве объяснения подобного явления, в условиях далеко не самого лучшего периода для экономики страны, приводят один основной аргумент. Рост числа новых автомобилей в России обусловлен действием государственной программы автокредитования на льготных условиях. 

Впервые программа льготного кредитования на покупку автомобилей была запущена пять лет назад. Тогда, в разгар экономического кризиса в 2009 году, правительством был предпринят ряд антикризисных мер, направленных на поддержку российских производителей. Так, за три года, пока действовала программа, количество выданных кредитов на приобретение автомобилей возросло почти на 30%. 

В связи с вновь возникшими трудностями у отечественных автопроизводителей, резким падением продаж и высокой конкуренцией со стороны зарубежных компаний, в середине лета 2013 года программа льготного кредитования была возобновлена. Однако радовались потенциальные покупатели недорогих автомобилей совсем недолго. Уже к ноябрю 2013 года стали ходить устойчивые слухи о досрочном сворачивании государственного субсидирования при приобретении кредитных автомобилей. А в декабре прошедшего года, в средствах массовой информации появились официальные заявления высокопоставленных чиновников о прекращении действия льготной программы.

История «Программы льготного автокредитования»

Стоит напомнить, что действие федеральной программы распространялось на приобретение автомобилей, произведённых на территории РФ, и требовала наличия определенных условий. Ценовая планка приобретаемого автомобиля не должна была превышать 750 тысяч рублей. Размер субсидирования из федерального бюджета в 2013 году составил 2/3 от действующей ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.

Ещё одним обязательным требованием было внесение покупателем первоначального взноса в размере, не менее 15% от стоимости приобретаемого автомобиля. Из действующей в банке ставки для автокредитов вычитались указанные две трети действующий ставки рефинансирования ЦБ (на конец 2013 года этот показатель равнялся 8,25%). Это и была скидка, предоставляемая за счёт государства. 

По данным, представленным Минпромторга, на конец октября ушедшего года, процентная ставка при льготном автокредитовании, в среднем составила 9,2% годовых. В программе задействовано больше ста российских банков.

Примечательно, что вначале действия Программы, стоимость приобретаемого автомобиля ограничивалась 600 тысячами рублей, правда и размер льготной процентной ставки не превышал тогда 6%.

Как сообщают аналитики, за весь срок действия льготного автокредитования, участвующие в нём финансовые учреждения страны предоставили более 200 тысяч льготных кредитов, сумма которых превысила 120 млрд. рублей. Действие Программы не замедлило положительно сказаться на отечественных автопроизводителях. Так, прирост производства продукции отечественного автопрома превысил 10%. Именно этот фактор и указан, в качестве основной причины досрочного свёртывания программы льготного автокредитования, срок действия которой, изначально был запланирован до 1 апреля 2014 года. 

Истинные причины досрочного прекращения «Программы»

Решение о досрочном сворачивании субсидирования автокредитов поддержано председателем правительства Дмитрием Медведевым, который повторил слова руководителя Минпромторга Дениса Мантурова о достижении главных задач, направленных на поддержание уровня производства отечественных легковых автомобилей.

По словам Мантурова, благодаря госпрограмме, падение производства отечественного автомобильного рынка удалось сократить критической отметки в 17%, зафиксированной в первой половине 2013 года, до 3% по итогам 10 месяцев 2013 года. Так, за период с июля (начало возобновления Программы) и до конца прошедшего года, льготными кредитными ставками при покупке автомобиля сумели воспользоваться почти 248 тысяч человек. Этот показатель превышает на 15% аналогичный период 2012 года. 

Впрочем, если рассматривать ситуацию объективно, то причиной досрочного прекращения столь эффективной госпрограммы послужило не только скорое достижение поставленных задач. Окончательным, а скорее, основным аргументом для закрытия указанного проекта, явилась инициатива депутатов Государственной Думы, которые решили прекратить выделение бюджетного финансирования для льготного автокредитования. При формировании федерального бюджета на 2014 года расходы на Программу предусмотрены не были. Парламентарии решили внять доводам Центробанка России, специалисты которого уже давно бьют тревогу по поводу высокой степени закредитованности жителей России. «Поощрение» дальнейшего взятия кредитов на государственном уровне является крайне неразумным шагом, по мнению большинства депутатов.

По другим источникам, прекращение Программы досрочно было вызвано необходимостью оптимизации бюджета на 2014 год. Руководство Минпромторга не нашло убедительных аргументов для продления сроков действия льготного автокредитования. Ведь, хотя льготные автокредиты и стимулировали производство машин, общий показатель продаж, в сравнении с прошлогодним периодом все равно упал. В самом министерстве, помимо официального заявления его руководства, от комментариев по поводу причин свёртывании «народной Программы» отказались. 

Нужно отметить, что возобновив действие Программы в июле 2013 года, вопрос о её финансовой поддержке государством надлежащим образом урегулирован не был. Так, до ноября 2013 года, банки, участвующие в Программе, не получали предусмотренной компенсации из бюджета. 

А что осталось «за кадром»?

Такое положение вещей обусловило ситуацию, когда многие из банков, подавших заявки на участие в льготном автокредитовании, так и не начали фактическую выдачу кредитов. Особенно это стало показательным для регионов. Как пояснил руководитель архангельского филиала «Петрокоммерцбанка», выдавать убыточные кредиты без утверждённого государством финансирования – является огромным риском для банка. Тем более что нет абсолютно никакой уверенности в том, что необходимое финансирование всё-таки будет предоставлено и банки не будут «забыты» властью. Лишь менее 10 банков из общего числа участников Программы продолжали активно выдавать льготные кредиты. При этом в общем количестве автокредитов, доля льготных составила более 70%. В том же Архангельске, в программе льготного автокредитования активно участвовали только Сбербанк, ВТБ 24, Юникредит, Русфинанс, Сетелем и Райффазенбанк.

Итоговые результаты, и что будет потом?

Несмотря на то, что программа предоставления льготных автокредитов закончилась раньше запланированных сроков, а период, на который она была возобновлена, сопровождался немалыми сомнениями со стороны банков-кредиторов, недооценить её влияние на отечественное автопроизводство невозможно. Помимо ощутимой поддержки автопроизводителей, немалые плюсы программа льготного автокредитования принесла и банковским структурам страны. Ведь до последнего времени именно выдача кредитов на приобретение автомобиля стало самым популярным видом кредитования в нашей стране.

Всё это очень хорошо понимают и правительственные эксперты. Объявляя о прекращении действия Программы, представители Минпромторга пояснили о возможности очередного возобновления такого проекта в скором будущем. Правда, основной причиной возобновления выдачи льготных кредитов может стать только очередной резкий спад в российском автопроме. Есть и отрицательно настроенные эксперты, которые утверждают, что государство не может и не должно постоянно «тянуть со дна» отечественный автопром. В условиях рыночных отношений, производители должны сами изыскивать возможности для роста привлекательности своей продукции. Этими возможностями, по мнению некоторых депутатов Государственной Думы, должны стать оптимизация затрат производства, влекущая снижение продажных цен на автомобили, а главное – повышение качества российских автомобилей, которые, по-прежнему, отстают от иностранных аналогов по многим критериям. 

Что касается самих банков и официальных дилеров компаний - производителей, то никаких опасений в связи с досрочным прекращением программы льготного кредитования они не высказывают. Руководители большинства автосалонов отмечают, что процент реализации «льготных машин» не настолько велик, чтобы прекращение Программы смогла серьёзно повлиять на общий объём продаж. Пожалуй, только на АвтоВАЗе высказали некоторую озабоченность вопросом прекращения государственного субсидирования автокредитов. Как известно, продукция из Тольятти с каждым годом теряет всё большее количество покупателей. 

А вот банковские организации вообще проявляют абсолютное спокойствие. Помимо автокредитования, банки всегда располагают альтернативными источниками получения прибыли. Кроме того, приоритеты в области автокредитов должны будут сместиться в сторону иностранных автомобилей, продажи которых, в период действия государственной инициативы слегка снизились. 

Аналитика
Joomla SEO powered by JoomSEF