В России больше не будут собирать иномарки?

Печать

Несмотря на лихорадящий отечественную экономику кризис, российские автомобилисты привыкли к новостям о запуске в нашей стране все новых и новых производственных предприятий зарубежных автопроизводителей. 

История производства иномарок в России
   Производство иномарок в России начало появляться в середине девяностых годов прошлого века. Первыми иностранными автомобилями, выпущенными в России, стали хорошо известные южно-корейские модели Daewoo Espero и Nexia, производство которых в 1995 году было налажено на мощностях компании «Донинвест». В последующем в России открылись сразу несколько компаний, представляющих собой совместные российско-иностранные предприятия по выпуску автомобилей. Одними из пионеров по сборке иномарок в нашей стране являются «Автофрамос» и «GM-АвтоВАЗ». Первым автомобильным производством, полностью находящимся в управлении зарубежной компании и принадлежащим ей стал завод Ford, расположенный во Всеволожске Ленинградской области. 
   Массовому открытию заводов зарубежных автоконцернов в России способствовал объявленный в стране с середины 2000-х годов режим промышленной сборки. В рамках установленных правил, автопроизводители получили возможность осуществлять импорт автомобильных компонентов по сниженным таможенным ставкам. Правда, в обмен от производителей требовалось обеспечить локализацию производства выпускаемых автомобилей. Первыми, кто сумел организовать производство иностранных машин в условиях промышленной сборки, явились компании «Северсталь-авто» и «ИжАвто», наладившие выпуск южнокорейских моделей.
Угроза закрытия производств вполне реальна
   Однако впервые, спустя почти 20 лет, перед зарубежными автопроизводителями, собирающими свои машины в России, встала перспектива закрытия российских заводов. На днях члены экспертного совета комитета по промышленности Госдумы РФ обсуждали ситуацию, складывающуюся на отечественном автомобильном рынке. Представители ряда крупных автомобильных компаний, чей бизнес сегодня непосредственным образом связан с выпуском машин в России, в один голос заявили о том, что без введения со стороны государства мер дополнительной поддержки автомобилестроительной отрасли отечественный рынок продолжит свое падение.
   Вот уже который месяц продажи новых автомобилей уверенно снижаются. Так, в мае текущего года откат рынка составил 12% , показатель проданных машин опустился до отметки 201.5 тыс. экземпляров. Специалисты связывают усиление стагнации рынка с ростом стоимости машины, вызванной весенним ослаблением рубля, а также начавшимся сезоном массовых отпусков. Однако, по мнению большинства аналитиков, в обозримом будущем серьезных причин, которые могли бы изменить негативную динамику рынка, нет. 
Например, руководство компании «Соллерс», являющейся одним из крупнейших производителей иномарок в России, обращает внимание на то, что существующий спрос на новые автомобили абсолютно не соответствует прогнозу, заложенному в государственную стратегию развития отрасли до 2020 года. 
   Аналитики из «Соллерс» утверждают, что уже в 2014 году объем авторынка на четверть ниже того показателя, что был заложен Минэкономразвития. А без дальнейшей поддержки со стороны государства, к 2018 году такой разрыв достигнет 36%.
Краски сгущают немецкие аналитики
   На основании данных консалтинговой компании «Roland Berger Strategy Consultants», если экономическая ситуация в стране не поменяется в ближайшее время, осуществлять локализацию производство автомобилей в России будет нецелесообразно. Ведь с учетом перспективы снижения импортных пошлин, вызванного вступлением в ВТО (к 2019 году пошлина на ввоз новой легковой иномарки снизится на 10% от сегодняшнего показателя), собирать машины в России потеряет экономический смысл. Таким образом, по мнению немецких аналитиков, доля импортированных машин может увеличиться до 67%, что составит дополнительные 1.4 млн. машин. Для сравнения, в 2013 году в Россию импортировали 700 тыс. новых автомобилей. 
   А вот доля иномарок, собираемых в нашей стране, скорее всего, снизится с 52% или 1.3 млн. авто в настоящее время, до 26% или 600 тыс. машин. В исследованиях, представленных Roland Berger, отмечается, что для уменьшения выпуска иностранных машин в РФ уже сегодня есть все предпосылки: автомобильный рынок насыщен, а мощности большей части российских заводов малы, чтобы пытаться конкурировать с основными заводами в Европе, Японии или Корее.
   Стандартный объем выпуска европейских автозаводов составляет от 200 до 400 тыс. автомобилей в год, тогда, как в РФ сегодня подобными мощностями располагают немногие. Кроме того, в исследовании указывается на фактическое отсутствие стратегии со стороны государства по поддержке автопрома. Что касается выделяемых субсидий, то они лишь компенсируют отечественным заводам расходы на утилизационный сбор, составивший в 2014 году 84.3 млрд. рублей. При этом в Roland Berger полагают, что действующее субсидирование делает выпуск машин в России выгоднее на 5-10%, чем, если их импортировать из-за рубежа. Сегодня экономия затрат при наличии субсидий колеблется в интервале €0.6-1.5 тыс. на один автомобиль. Начиная, с 2020 года, при объеме выпуска от 50 000 тыс. автомобилей в год без государственных субсидий экономия от локализованного производства, в сравнении с импортом, составит лишь €60 на одну машину. А при выпуске до 25 000 машин в год, убыточность местного производства составит порядка €0.5-1.3 тыс. из расчета на 1 автомобиль. По мнению Roland Berger, серьезный риск прекращения выпуска автомобилей в России испытывают бренды Peugeot-Citroen, SsangYong, BMW (сборка в Калининграде), Opel и практически все китайские бренды, представленные в России.
Мнение российских специалистов
   А вот российские аналитики согласны со своими европейскими коллегами лишь отчасти. Например, специалисты «ВТБ Капитал» считают, что небольшие производства действительно могут закрыться, однако крупные игроки способны подстроиться под колебания рынка, регулируя загрузку своих мощностей. Что касается перспективы российского автомобильного рынка после 2019 года, то делать столь долгосрочные прогнозы рано. Негативный или позитивный сценарий развития ситуации будет зависеть от макроэкономических показателей. Кроме того, ряд российских аналитиков полагают, что необходимости в государственной поддержке автопредприятий на сегодня нет. Вести речь о вмешательстве государства стоит лишь с точки зрения необходимости стимулирования обновления российского автопарка.
Позиция производителей
   Словно противореча прогнозам Roland Berger, руководство Ford Sollers объявило о повышении уровня локализации своего производства в России. К 2016 году этот показатель должен составить 60%. Кроме того, компания планирует уже в 2015 году запустить свой завод по производству автомобильных двигателей.
   Не собираются «сворачиваться» в ближайшее время и представители Renault. Представитель французской компании в России Оксана Назарова пояснила, что стратегия французов заключается в налаживании производства максимально близко к соответствующим рынкам сбыта. По словам госпожи Назаровой, массовые модели машин выгоднее выпускать на территории страны сбыта, в противном случае, стоимость автомобиля повышает логистика. Помимо этого, высокий уровень локализации производства серьезно снижает риски, вызванные колебанием курса валют. 
   Представители BMW Group Россия высказались более лаконично, отметив лишь то, что в настоящее время действующее производство по сборке автомобилей BMW на калининградском заводе удобно и выгодно, как для немецкой компании, так и для ее клиентов. 
Столицы берут на буксир российский авторынок
   Примечательно, что на общем фоне отсутствия положительной динамики для российского авторынка, продажи автомобилей в Москве и Питере за последние несколько месяцев показали рост на 7-8%. Да в ряде европейских регионов страны отмечена положительная динамика продаж. Так, к примеру, многие дилеры Архангельской области отметили всплеск покупательской активности на массовые и бюджетные модели иномарок порядка 1-2%. Впрочем, как пояснили официальные дилеры в Архангельске, подъем обусловлен опасением еще большего ослабления рубля и очередным скачком цен. Очевидно, что продажи последних месяцев «сделали» те клиенты, кто планировал в ближайшее время приобрести автомобиль, но по каким-то причинам откладывал покупку. 
Рядовые автолюбители в плюсе
   Как ни странно, но обычные автомобилисты могут оказаться только в плюсе от возврата большинства популярных производителей к обычному импорту производимых ими автомобилей. Руководитель общественного движения российских автомобилистов Виктор Похмелкин пояснил, что после возврата к ввозу автомобилей из за рубежа, цена импортируемых машин, если и вырастет, то совсем незначительно. Зато такие машины будут гораздо привлекательнее для потенциальных покупателей, ввиду их сборки на территории страны базового производителя. Ведь большинство российских покупателей продолжают считать, что зарубежная сборка намного качественнее российской. А после крупного скандала, произошедшего с гарантийными автомобилями BMW, собранными в Калининграде, когда официальные представители баварского концерна фактически объявили, что не несут какой-либо ответственности за продукцию, производимую Автотором, мнение о «неполноценности» российской сборки выглядит вполне обоснованным. 
Аналитика
Joomla SEO powered by JoomSEF