АвтоВАЗу не обойтись без помощи Путина?

АвтоВАЗу не обойтись без помощи Путина?

Печать

 Несмотря на принимаемые руководством АвтоВАЗа меры, продажи компании продолжают уверенно скатываться вниз. Не помогли исправить ситуацию значительные сокращения штата предприятия и другие способы оптимизации затрат при производстве. Спрос на продукцию отечественного автогиганта уменьшается с каждым месяцем. Добавить конкурентоспособности российским Ладам может лишь снижение стоимости автомобилей, однако, по словам аналитиков предприятия, действующая цена на тольяттинские автомобили является экономически обоснованной. Доля прибыли, заложенная в стоимость автомобилей, производимых на АвтоВАЗе, минимально необходима для дальнейшего развития предприятия. Львиная доля цены отечественных Грант и Калин приходится на их себестоимость.  

Как отметил глава российского автогиганта Бу Андерссон, в условиях нестабильной экономической обстановки и роста цен на энергоресурсы невозможно не только снижать отпускные цены на автомобили, но даже удерживать их на одном уровне в течение нескольких месяцев. И хотя шведский руководитель АвтоВАЗа упорно не хочет признавать факт наличия глубокого кризиса, в котором находится автогигант, критическая ситуация налицо. На этом фоне совсем не случайной выглядит рабочая встреча Бу Андерссона с российским президентом Владимиром Путиным, посетившим с запланированным рабочим визитом Самарскую область. 

Последняя надежда - президент страны

В ходе проведенного совещания президента страны с рядом министров и руководством Самарского региона, к Владимиру Путину обратился Бу Андерссон, который, пояснив обстановку на предприятии, попросил у президента финансовой поддержки для АвтоВАЗа. Примечательно, что президент не стал откладывать возможное решение вопроса и сразу переадресовал просьбу шведа к руководителю отечественного Минпромторга Денису Мантурову, запросив его мнение. Как оказалось, профильные министерства работают над программой «спасения» российского автогиганта. Так, из доклада Мантурова стало известно, что решение о предоставлении автопредприятию помощи со стороны государства в рабочем порядке уже согласовано с двумя другими министерствами – Минэкономразвития и министерством финансов РФ. Основным способом помочь тольяттинцам может стать пролонгация нормативного акта российского правительства, позволяющего осуществлять бюджетное субсидирование процентных ставок по автокредитам, выдаваемым банками в 2014 году. 

Стоит отметить, что соответствующая государственная программа, направленная на поддержку национальной отрасли автомобилестроения, вводилась уже дважды. Впервые государство предоставило возможность приобретать отечественные автомобили по льготным кредитам в 2009 году. За два года действия программы (ее завершение датировано декабрем 2011 года), финансовыми структурами страны было выдано более 450 тысяч кредитов на приобретение автомобилей. Тогда, государство поучаствовало в трети всех кредитов, выданных банками на покупку машин. 

В июле 2013 года, когда сразу несколько российских автопредприятий стали ощущать серьезные экономические трудности, столкнувшись со значительным падением продаж выпускаемых автомобилей, программу льготного автокредитования было решено возобновить. Предполагалось, что государственный бюджет продолжит частично «закрывать» автокредиты до 1 апреля следующего, 2014 года. Кроме того, по результатам промежуточного анализа, не исключалась пролонгация программы до конца 2014 года. На деле все произошло иначе. Отведенных денег на компенсацию банковских автокредитов хватили лишь до конца 2013 года, после чего, льготное кредитование свернули, указав на то, что запланированные цели уже достигнуты и дальнейшее продолжение программы нецелесообразно. В это период финансовым структурам удалось выдать порядка 248 тысяч льготных кредитов на приобретение автомобилей.

Надо помочь АвтоВАЗу

В ходе проводимого в Самарской области совещания, президент выслушал мнения нескольких заинтересованных сторон. К примеру, министр финансов Антон Силуанов не стал торопиться «брать под козырек» и раздавать обещания о скорой помощи АвтоВАЗу. В настоящее время, как пояснил Силуанов, аналитики Минфина просчитывают возможные объемы требуемого финансирования. «Поскольку финансовые оценки до конца не согласованы всеми участвующим в программе ведомствами, дать окончательного утвердительного ответа пока невозможно. Однако если очередной запуск льготного автокредитования будет по силу федеральному бюджету, мы начнем реализацию этого предложения» - сказал министр финансов. Согласно условиям льготного автокредитования, действующего в указанные ранее отрезки времени, лицам, приобретавшим недорогие автомобили отечественного производства, федеральный бюджет компенсировал процентную ставку по кредиту в размере двух третей ставки рефинансирования ЦБ РФ. На сегодняшний день ставка рефинансирования составляет 8.25% годовых.

Нужно отметить, что в текущем году практически все отечественные автопроизводители, включая АвтоВАЗ, а также крупнейшие дилеры и даже депутаты нижней палаты российского парламента неоднократно обращались в Минпромторг с просьбой о возобновлении программы льготного автокредитования. Но каждый раз правительственные чиновники отвечали отказом, ссылаясь на отсутствие необходимых средств в государственном бюджете страны. Думается, что на этот раз Бу Андерссону «повезет» больше. Ведь невзирая на весьма уклончивый ответ министра финансов, президент Владимир Путин, подытоживая беседу с главой российского автогиганта, сказал, что АвтоВАЗу надо помочь.

Кстати, помимо финансовой поддержки завода, на проводимом совещании Путин выполнил еще одну просьбу Андерссона, поручив помочь АвтоВАЗу также в решении остро стоящих проблем экологического характера. Известно, что последствия загрязнения территории, занимаемой автогигантом, весьма серьезны не только в масштабах Самарского региона, но и в масштабах страны в целом. В ходе обсуждения, Владимир Путин отметил, что: «Андерссон в этой ситуации не причем. Когда швед пришел на должность руководителя предприятия, все было уже загрязнено». В отчет на реплику президента, глава российского Минпромторга дал обещание, что правительство окажет необходимую помощь автопроизводителю.

Бюджетные деньги - только на российские авто

Государственная поддержка отечественных автопроизводителей в последнее время становится обычным делом. Правда, способы реализации такой поддержки весьма разнообразны. Так, относительно недавно, российским правительством было издано постановление, в соответствии с которым, вводится ограничение на приобретение автомобилей иностранного производства за счет бюджетных средств. Таким образом, российские чиновники не смогут теперь ездить на иномарках по служебным делам. Запрет устанавливается не только на государственные, но и муниципальные закупки транспорта.

Подписанное Дмитрием Медведевым постановление должно подтолкнуть местных производителей к интенсивному замещению импортных товаров. Кроме того, документ призван обеспечить тесные отношения с зарубежными партнерами на производственном уровне, в первую очередь, посредством локализации производственных процессов по ряду продукции. Очень важно, что постановление правительства касается, как легковых машин, так и грузовых автомобилей. Правда, речь идет не о всех иномарках, а только о тех машинах, которые произведены за пределами РФ. Таким образом, для АвтоВАЗа, указанная мера поддержки вряд-ли может стать полезной, ведь даже муниципальных чиновников из небольших городов весьма сложно представить, пользующихся Грантой или Калиной в качестве служебного автомобиля. 

Мнение специалистов и обывателей

По мнению большинства специалистов, вероятность возврата программы льготного автокредитования только лишь для Волжского автомобильного завода практически нереальна. Так, генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков уверен, что подобное произойти не сможет в принципе. Ведь, если государство начнет практиковать поддержку какого-либо одного из производителей, остальным компаниям можно просто прекращать участие в автомобильном бизнесе. Логика в том, чтобы возвращать льготную программу специально «под АвтоВАЗ» отсутствует, поскольку условия работы для всех российских автопроизводителей должны быть одинаковыми – резюмирует эксперт.

С мнением Сергея Целикова согласен и Владимир Беспалов, являющийся аналитиком «ВТБ Капитал». Он полагает, что возобновление действия программы для единственного автопроизводителя, тем более, на уровне правительства, нереально. «В этом случае, будет невозможно объяснить, почему дискриминируются остальные автопроизводители. А вот принятие подобной программы на региональном уровне вполне понятно» - считает Беспалов. 

Что касается рядовых россиян, практически все автомобилисты считают необходимым возобновления программы льготного кредитования. По данным неофициальных опросов общественного мнения в Архангельской области, несколько тысяч жителей этого северного региона с удовольствием стали бы владельцами нового недорогого авто, будь условия по автокредиту немого лояльнее. Впрочем, среди опрошенных лишь незначительная часть видит себя в качестве счастливого обладателя российской Гранты или Калины. 

Аналитика
Joomla SEO powered by JoomSEF