За что россияне полюбили внедорожники?

Печать

 Анализ автомобильного рынка России первой четверти 2014 года показал, что наибольший интерес у отечественных автолюбителей вызывают модели автомобилей, рассчитанные на езду в сложных дорожных условиях. При этом речь идет не только о небольших городских кроссоверах, которые зачастую не имеют никаких «внедорожных» качеств, за исключением чуть более увеличенного клиренса. Россияне стали более охотно приобретать полноценные внедорожники класса Mitsubishi Pajero и Land Rover Discovery. Статистика продаж трех первых месяцев нынешнего года указывает на то, что доля кроссоверов и внедорожников среди общего числа проданных автомобилей составила 38% в среднем по стране. Стоит отметить, что россияне не решили неожиданно и вдруг приобретать внедорожные автомобили. Исследования рынка, проводимые в прошлом 2013 году, также подтвердили пристрастия автолюбителей страны, все более тяготеющих к внедорожникам и кроссоверам. Год назад спрос на автомобили этого класса среди всего количества проданных машин составил 36 %. А вот два года назад, доля проданных кроссоверов и внедорожников составила менее трети от всех проданных автомобилей и была зафиксирована на отметке в 30%. 

Российский бум на кроссоверы подтверждает и «премиум»

Что касается моделей гольф-класса, бывших некогда наиболее популярными, не только в России, но и во всех странах Европы, то их продажи с каждым годом ползут вниз. И, хотя машины, относящиеся к гольф-классу (по общеевропейской классификации - автомобили класса «С»), пока по-прежнему остаются самыми покупаемыми в России, их доля на рынке неуклонно сокращается. Только, благодаря тому, что именно в гольф-класс входят практически все бюджетные автомобили, предлагаемые российскими дилерами, компактные хэтчбеки и седаны остаются в числе наиболее продаваемых моделей.
Описанная тенденция в полной мере подтверждается анализом продаж автомобилей сегмента премиум. Так, по данным российского представительства компании «Audi», в число лидеров продаж автомобилей из Ингольштадта входят все модели линейки «Q». А возрастающий с каждым годом спрос на кроссоверы, обусловили возможный в скором времени выход в свет самого компактного из всех кроссоверов Audi, модели «Q1». 

Лидеры продаж

Правда, в десятке самых продаваемых в России кроссоверов и внедорожников модели премиум класса отсутствуют. Аналитическое исследовательское агентство «Автостат» приводит любопытные данные, в соответствии с которыми, наиболее популярным внедорожником прошлого года в стране стала отечественная модель Lada 4x4. Этот автомобиль, представленный дилерами Волжского автомобильного завода, был продан в количестве, приближающимся к 61 тысячи экземпляров. И это при том, что, несмотря на многочисленные доработки и усовершенствования модели, старая Нива обладает фактически той же конструкцией, что и 40 лет назад. Второе место занимает продукт совместного труда инженеров и дизайнеров АвтоВАЗа и концерна GM - Chevrolet Niva. Этих автомобилей было продано лишь на 6.5 тысяч штук меньше, чем классической, а вернее архаичной Нивы.

 В тройку лидеров вошел и сверхпопулярный в России кроссовер Nissan Qashqai. Японский кроссовер признан самой популярной иномаркой в рейтинге кроссоверов. Успех Кашкаю принесли продажи в объеме, превышающем 55 тысяч экземпляров. Следом стоит еще одна японская модель - Toyota RAV4. Результат продаж кроссовера Toyota, считающегося основоположником класса, не дотянул до отметки в 30 тысяч экземпляров, составив, чуть более 27 тысяч машин. А замыкает лидирующую пятерку Kia Sportage, успех, которого в 2013 году признан феноменальным. Примечательно, что в десятке самых популярных кроссоверов, продаваемых в России, правят бал модели из Японии. Помимо уже упомянутых Nissan Qashqai и Toyota RAV4, в десятку вошли: Nissan X-Trail, Mitsubishi Outlander и Mitsubishi ASX. Что касается европейских производителей, то самым успешными из них стали концерн Volksvagen с моделью Tiguan и французский бренд Renault со своим бестселлером Duster. Правда, назвать Duster чисто европейским автомобилем неправильно, ведь этот кроссовер производится на мощностях франко-японского альянса Renault- Nissan. 

Будущее за компактными паркетниками

Кроме того, увеличивающимся спросом пользуются компактные городские кроссоверы, такие, как Opel Mokka, Nissan Juke или Peugeot 2008. Базовые комплектации этих автомобилей отличает относительно невысокая цена. Ведь сконструированы они на основе небольших и недорогих легковых моделей. Сегодня практически каждый уважающий себя производитель готов предложить в линейке своих моделей компактный кроссовер. Так, даже руководство японского бренда Honda, отличающегося определенным консерватизмом, объявило о начале разработок компактного паркетника на базе популярной модели Jazz. Более того, компания Smart, известная, как производитель одних из самых маленьких машин, также обнародовала планы по производству собственного микропаркетника. 
Руководитель маркетингового отдела KIA Motors Джеймс Джоноганн отметил, что компактные кроссоверы и в дальнейшем продолжат отбирать покупательскую аудиторию у седанов и хэтчбеков гольф-класса. Цена на автомобили этих классов соизмерима. При этом даже начальные версии кроссоверов предлагают необходимый набор опций. Выбирая между автомобилем с-класса в комплектации, близкой к топовой, и среднем по оснащенности кроссовером, большинство потенциальных покупателей остановят свой выбор на втором варианте. 


Статистика по регионам


Более детальный анализ данных, представленных агентством «Автостат», указывает на то, что привлекательность внедорожников и кроссоверов, как транспортных средств, имеет определенную зависимость. Высокий спрос на автомобили, принадлежащих к сегменту SUV, отмечен в регионах со сложными природными условиями, а также там, где доходы населения относительно высоки. Более половины автомобильного рынка сегмент SUV занимает в Чите, Иркутске, Нижневартовске, Мурманске и Улан-Уде. Предпочитают кроссоверы и внедорожники другим моделям машин в российских столицах - здесь их выбирают почти половина автомобилистов. Еще одним критерием является географическое расположение региона. Так, абсолютными лидерами по наличию внедорожников в общем числе автомобилей являются Владивосток, Хабаровск и Якутск. Близость вторичного рынка Японии делает свое дело - жители этих регионов предпочитают подержанные японские внедорожники, отличающиеся высоким эксплуатационным ресурсом и комфортом, надежностью и универсальностью. 
А вот наименьшая доля присутствия кроссоверов на рынке зафиксирована в Тольятти. Хотя улицы этого города уже давно не изобилуют продукцией АвтоВАЗа, как это было в советское и постсоветское время, количество кроссоверов здесь не превышает 21% в общей массе автомобилей. 
Примечательно, что в некоторых регионах, где популярность внедорожников обусловлена, в первую очередь, климатическими и природными условиями, спросом пользуются не дорогостоящие модели зарубежных производителей, а отечественные внедорожники. Так, на автомобильном рынке Архангельской области устойчивый спрос отмечается на российские УАЗы. Не являясь эталоном надежности и уровнем сборки, эти автомобили располагают высоким внедорожным потенциалом и весьма демократичной ценой. По своей популярности УАЗы в Архангельской области делят третье место с бестселлером российского рынка Nissan Qashqai, уступая только двум модификациям Нив.

Причины успеха

Согласно проведенным опросам, основной причиной покупки внедорожника является наличие значительного пространства в салоне такой машины. Главными критериями, которые предъявляет большинство потенциальных покупателей, являются комфортное и свободное размещение в салоне машины, а также возможность транспортировки достаточного количества груза. 
Второй причиной, по которой многие покупатели нового или подержанного автомобиля выбирают именно внедорожник, является статусность таких автомобилей. Ведь универсальные минивэны, способные перевезти не еще большее количество пассажиров и груза, нежели обычный городской паркетник, у отечественных покупателей востребованы гораздо меньше. Брутальность внешнего вида полноценных внедорожников и стильный дизайн кроссоверов, зачастую становятся решающем аргументом при выборе автомобиля. 
Наконец, практичность, в плане способности преодолевать недоступные для обычной легковушки участки дорог, называют третьим из основных критериев успеха внедорожников и кроссоверов в России. Даже моноприводный паркетник, обладая повышенным дорожным просветом, гораздо более приспособлен для снежных российских зим, чем традиционные седаны или хэтчбеки. Кстати, именно в зимний период года продажи внедорожников увеличиваются до 30% от обычного числа их продаж, а вот летом спрос на внедорожники падает приблизительно на 20%.

Аналитика
Joomla SEO powered by JoomSEF