Программа утилизации - спасение для АвтоВАЗа?

Печать

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса за первые семь месяцев 2014 года на автомобильном рынке России было реализовано 1.4 миллиона новых автомобилей. По сравнению с показателями аналогичного периода 2013 года, когда авторынок страны уже начинал испытывать падение продаж, снижение в 2014 году составило 9.9%. Больше всего уменьшение покупательской активности испытали на себе типичные российские производители автомобилей - компании АвтоВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Так, Волжский автозавод за указанный период потерял почти 16% от уровня продаж прошлого года, причем в июле продажи рухнули сразу на четверть от уровня прошлого года. Вместо 37.5 тысяч всевозможных моделей и модификаций «лад» было продано только 28 тысяч автомобилей.

Продажи Горьковского автопроизводителя сократились на 18% и 24% соответственно, Ульяновский автозавод зафиксировал еще более плачевное положение дел - там падение составило 23% за 7 месяцев и 28% в июле. Не идет речь и об увеличении поставок российских автомобилей на экспорт. Да и на внутреннем рынке страны, доля российских автозаводов в общем показателе продаж автомобилей сократилась с 21.6% до 19.9%.
В связи с этим, довольно вялое обсуждение возможного введения в действие программы утилизации подержанных автомобилей, которое велось в кулуарах федеральной власти, трансформировалось в недавнее обещание президента страны о необходимости помочь отечественному автогиганту - АвтоВАЗу, и последующее заявление премьер-министра России о введение в действие указанной программы на период с начала осени и до конца 2014 года. При этом, практически все эксперты подтвердили, что правительственная программа обусловлена именно катастрофическим снижением спроса на российские «лады», «газели» и УАЗы.


Старые новые правила
Ключевые условия новой антикризисной программы, направленной на поддержание отечественных автопроизводителей таковы. Программа распространяется на все категории автотранспорта, включая легковые машины и вседорожники, легкий коммерческий автотранспорт, а также грузовые автомобили и автобусы, принадлежащие, как физическим, так и юридическим лицам. Автовладельцы, решившие заменить свой подержанный автомобиль на новое транспортное средство, не ограничены программой по возрасту имеющегося автомобиля и сроку им владения. Кроме того, программа предусматривает два варианта компенсации - 50 тысяч рублей полагается автовладельцу, который решит сдать в утиль свою старую легковушку, тем же, кто захочет приобрести новый автомобиль по схеме «трейд-ин», сдав свою старую машину, размер компенсации назначен на уровне 40 тысяч рублей. Правда, в последнем случае действует оговорка, что возраст сдаваемого в «трейд-ин» транспортного средства не должен быть менее шести лет.
На реализацию программы выделяется 10 миллиардов рублей федеральных бюджетных денег. По прогнозам разработчиков программы, ее запуск позволит повысить производство автомобилей до конца текущего года более чем на 173 тысячи единиц, тем самым, существенно снизив происходящий спад производства.
Предыдущая, т.н., «посткризисная» утилизационная программа, предусматривала размер скидки в 47 тысяч рублей от стоимости приобретаемого нового автомобиля. Государство израсходовало тогда более 16 млрд. рублей. Зато продажи «лад» в 2010 году подскочили на 30%, достигнув рубежа в 170 тысяч автомобилей, а в 2011 году продажи автомобилей из Тольятти увеличились еще на 55 тысяч экземпляров. В дальнейшем уровень продаж стал постепенно снижаться, в результате чего, программу пришлось свернуть - что рост продаж машин в ее рамках перестал перекрывать понесенных бюджетом финансовых затрат. 
По состоянию на начало 2013 года в России было официально зарегистрировано 36.9 млн. автомобилей. Из них около 13.65 млн. составляли «жигули» разных моделей и модификаций.
Какое количество этих машин будет утилизировано в рамках предстоящей программы, прогнозировать никто не берется. Последние пару лет уровень достатка среднестатистического жителя страны неуклонно снижался, в связи с чем, вполне возможно, что ажиотажа, подобного тому, что был вызван утилизационной программой четырехлетней давности, не будет.

 

Шанс на спасение или отсрочка краха отрасли
Несмотря на громкие слова благодарности в адрес высшего руководства страны со стороны главы АвтоВАЗа Бу Андерссона, который заявил, что вводимая программа поможет модернизации производства Волжского автозавода и поспособствует выходу предприятия из кризиса, никакого прорыва с технологической точки зрения на АвтоВАЗе, как и во всем отечественном автомобилестроении не произойдет. Правительственная программа по своей сути не сможет обеспечить развитие и рост российского автомобилестроения, а лишь притормозит на время его стремительное угасание: заменить свою старую «девятку» на новую «Гранту» или «Калину», доплатив при этом только часть ее реальной стоимости, скорее всего, захотят немало автовладельцев. Денег даже на новую отечественную машину, не говоря уже про иномарки, у большинства населения нет, поэтому упускать представившуюся возможность обновить свое транспортное средство просто глупо.
Очевидно, что объявленная Дмитрием Медведевым программа утилизации направлена не на реальное обновление отечественного автопарка, а на сохранение уровня социальной стабильности в таких значимых регионах, как Самарская, Нижегородская и Ульяновская области. Ведь удержание и некоторые рост продаж продукции российского автопрома сохранит рабочие места, выплату зарплат и налогов.
О том, что дела в отрасли отечественного автомобилестроения обстоят совсем плачевно, можно судить по информации, полученной от главы Минпромторга Дениса Мантурова, который уточнил, что к вновь разработанной программе присоединились не только АвтоВАЗ, ГАЗ, и группа «Соллерс», владеющая заводом в Ульяновске, но и российские подразделения Volkswagen, Renault, а также КаМАЗ и ряд других автопроизводителей. Представители Минпромторга уверяют, что за первую неделю со дня запуска программы утилизации подано свыше 4450 заявок.


За чей счет компенсации?
Ситуация удивительна тем, что, несмотря на заявления Минпромторга по поводу старта программы утилизации подержанного автотранспорта с 1 сентября 2014 года, официальных подтверждений об утверждении программы со стороны чиновников до сих пор не последовало. По словам Мантурова, автопроизводители в текущий период времени самостоятельно решают организационные и финансовые вопросы, связанные с реализацией программы, но к концу года, когда, действие программы будет завершаться, затраченные средства автопроизводителям будут компенсированы. «Компенсации затрат, понесенных российскими автопроизводителями в рамках программы по утилизации старого автотранспорта, будут производиться из федерального бюджета через субсидии. Субсидии планируется предоставить по завершении корректировок бюджета в конце года. При этом общий период действия программы должен составить 4 месяца - с 1 сентября по 31 декабря 2014 года», - подчеркнул министр.
Большинство аналитиков даже не комментируют сложившуюся ситуацию, в которой сейчас находятся российские автопроизводители. Ведь совершенно непонятно, как Минпромторг разделит выделенные на реализацию программы 10 млрд. рублей. Не смогли ответить на этот вопрос ни в аналитическом агентстве «Автостат», ни в департаменте корпоративных продаж ГК «Автоспеццентр».
Что касается самих производителей, то им деваться особенно некуда. Спад продаж достиг столь критического уровня, что в настоящее время остается уповать только на обещания правительства, которое обещает возмещение затрат, понесенных автомобильными компаниями в рамках участия в утилизационной программы. Поэтому, автопроизводители вынуждены спасать отечественный автопром добровольно, предлагая собственные условия по скидкам при покупке транспорта. Так, более трех десятков крупнейших автопредприятий на территории России объявили о реализации индивидуальных льготных программ уже в сентябре 2014 года. А конкретно АвтоВАЗ успел передать своим клиентам только в течении 9 сентября 13 первых новых автомобилей, реализованных по государственной программе утилизации. Из этих машин 5 автомобилей были проданы в рамках трейд-ина.

 

Позиция рядовых автомобилистов
Что касается конечных покупателей, то, безусловно, возобновление программы утилизации автомобилей, посредством каких-бы механизмов и за чей счет в итоге она не проводилась, поддерживает подавляющее большинство автомобилистов. Причем, больше всего поддерживают инициативы правительства жители регионов, чей уровень доходов чувствительно отстает от жителей крупных городов страны. Как пояснили менеджеры автосалонов брендов Лада и УАЗ, расположенных в Архангельске, в 2001 году, когда действовала предыдущая программа утилизации, более четверти всех реализованных автомобилей были проданы именно в рамках утилизации автохлама. Этот факт легко объясним, ведь именно вдали от крупнейших мегаполисов страны, в том числе, в Архангельской области, количество автомобилей, чей возраст насчитывает два, а то и три десятка лет, до сих пор остается весьма существенным.

Аналитика
Joomla SEO powered by JoomSEF