КАМАЗ стремительно теряет прибыль?

Печать

Опубликованные на днях в средствах массовой информации сведения, основанные на российских стандартах бухгалтерского учета (сокращенно РСБУ), повергли в самый настоящий шок патриотов отечественного автомобилестроения и просто неравнодушных к судьбе страны граждан - показатель чистой прибыли за прошедшие девять месяцев текущего года российского автомобильного гиганта КамАЗ упал по сравнению с аналогичным периодом года прошлого без малого на 40%. Этот показатель составляет 1 миллиард 517 миллионов рублей, а в 2013 году чистая прибыль составляла 2 миллиарда 124 миллиона рублей. Такие неутешительные данные обнародованы в ежеквартальном отчете автопроизводителя.

Соответствующие сравнительные показатели выручки и себестоимости продаж также свидетельствуют об отрицательной динамике: падение выручки составило 9%, а себестоимости - на 15%. В мировой табели о рангах тяжелых грузовиков российский КамАЗ занимает 16-е место, а по объему выпускаемых дизельных двигателей Камский автозавод расположился на восьмой позиции. КамАЗ давно и прочно утвердился на рынке России и стран бывшего СССР в качестве бесспорного лидера по изготовлению и продажам своей продукции. Автомобили с логотипом КаМАЗа можно повсеместно увидеть практически в любой сфере хозяйственной деятельности.

Немного об особенностях эксплуатации КамАЗов
Причин такой популярности несколько. Первая и, наверное, основная - механизм устройства моторного агрегата хорошо изучен на протяжении многих лет, для автомехаников практически всех автомобильных хозяйств секрета он не представляет. Второй причиной, безусловно, может считаться прекрасная ремонтопригодность автомобилей - в случае даже экстренного ремонта особого труда в приобретении соответствующих запчастей не возникало никогда. Заказ и доставка запчастей к автомобилям КамАЗ в любом регионе страны, будь то Краснодар, Санкт-Петербург или Архангельск, осуществляется без проблем и самые короткие сроки.
Особенно хорошо видны преимущества КамАЗов в тех регионах нашей страны, где требуются практически экстремальные условия работы грузовиков. Например, в Архангельской области доля использования КаМАЗов в общем количестве грузовых автомобилей во всех отраслях хозяйственной деятельности составляет немногим более 62%. Этот показатель тем более впечатляет, если учесть богатство выбора грузовиков на первичном или вторичном рынке продаж автомобилей. Но архангельские автохозяйства, да и частные грузоперевозчики области, по-прежнему отдают предпочтение проверенным и надежным российским автомобилям повышенной грузоподъемности. КаМАЗ прекрасно зарекомендовал себя в условиях низких температур, а также при практически полном бездорожье весенней распутицы. Нельзя обойти вниманием и сравнительно низкую стоимость КамАЗов в сравнении с зарубежными аналогами.
Отличной рекламой качеству и надежности российского КамАЗа стали многочисленные победы как на отдельных этапах, так и в общем командном зачете самого престижного ралли мира серии Дакар российской команды КамАЗ-Мастер. Отечественные автомобили с уверенностью преодолевали сложнейшие этапы пути там, где это иногда оказывалось не под силу иным всемирно известным производителям грузовых автомобилей - MAN, Scania, Renault и прочие.

Поговорим о недостатках КамАЗов
Как и у любого другого сложнейшего механизма, у грузового автомобиля КамАЗ есть свои недостатки. Главный из них - непомерный «аппетит» грузовика. Расход топлива, даже учитывая объем и мощность двигателя, просто-таки зашкаливает. Именно данный «минус» играет основную роль в том, что все больше грузоперевозчиков отказываются от услуг КамАЗов на международных перевозках - подсчеты затрат на израсходованное в процессе поездки топливо ввергают автовладельцев и их нанимателей в ступор. Конечно, даже в таком случае можно найти положительные моменты - двигатели КамАЗов настолько неприхотливы, что с легкостью потребляют даже самое низкокачественное дизельное топливо.
Еще одним недостатком, из-за которого на международных маршрутах грузоперевозок все реже видишь КамАЗ, является низкий комфорт пассажирской кабины автомобиля. Даже самые последние модели КамАЗов по уровню комфорта водителя значительно уступают иностранным грузовым автомобилям. Если оценивать надежность элементов электрооборудования отечественного автомобиля, то выход из строя различных элементов является делом обычным и распространенным.

Все ли так плохо на КамАЗе
Резкое снижение показателей торговли грузовыми автомобилями КамАЗ специалисты оценивают по-разному. Некоторые связывают это процесс с общей нестабильной ситуацией на мировом рынке торговли грузовыми машинами, а некоторые утверждают, что данное снижение напрямую зависит от различных бухгалтерских операций (при этом, какие именно операции подразумеваются, замалчивается). В то же время ситуация может измениться самым кардинальным образом в лучшую сторону. Зависит это от времени и объемов реализации российских «мегапроектов» строительства, обсуждение которых на слуху у всех. Например, строительство моста через Керченский пролив или же строительство газопровода в Китайскую Народную Республику.
Увеличение кредиторской задолженности предприятия за первые шесть месяцев 2014 года достигло уровня 28 миллиардов рублей, что на 8 миллиардов больше, чем аналогичный показатель по состоянию на начало текущего года. Российский концерн, оценивая возможные убытки, снизил и уровень выпуска своей продукции: за пять месяцев нынешнего года выпущено на 3,5 тысячи автомобилей меньше, чем за аналогичный период 2013 года (в процентном соотношении эта цифра составляет чуть менее 18%). Тенденция сохранилась и в дальнейшем. Правда, за 8 месяцев текущего года выпущено автомобилей было меньше уже на 7,6%, чем в году прошедшем.
Стоит отметить и постепенное улучшение чистой прибыли предприятия. Ведь за первый квартал челнинцы вообще отработали «в минус», имея убыток более чем в 2 миллиарда рублей. По состоянию на 1 июля заводы вышли в прибыль, которая составила 11 миллионов, а уже за три истекших квартала сумма прибыли исчислялась практически 1,5 миллиардами рублей (об этом мы говорили в начале статьи). Поэтому тенденция увеличения роста продаж и получения чистой прибыли КамАЗом соблюдается, по заверениям экономистов автогиганта причин для паники нет - ситуация полностью контролируемая.
Существенное же снижение сравнительных показателей года нынешнего с годом минувшим эксперты завода объясняют тем, что в настоящее время уплата утилизационного сбора осуществляется раньше, чем на предприятие поступают компенсационные средства из бюджета. Попросту говоря, сбор платится по факту продажи автомашин, а компенсация из бюджета производится уже в следующем за отчетным квартале.
Не стоит упускать из виду и так называемый «корпоративный отпуск» — в период с 14 по 27 июля на заводе осуществлялись плановые ремонтно-профилактические работы, поэтому выпуск основной продукции на предприятии в указанный временной отрезок не осуществлялся. В этом году впервые за все время существования корпоративного отпуска, он был разделен на две равные части - в январе и в июле.
По утверждениям руководителей завода, бизнес-план на 2014 год выполняется в полном объеме. И то, что сейчас считают за падение темпов производства, на самом деле является корректировкой годового графика с наращиванием уровня производства и продаж к концу календарного года. Как будет на самом деле и сможет ли КамАЗ выйти на запланированные показатели своей экономической деятельности - покажет только время.
Немного снизился из-за известных политических событий уровень продаж автомобилей на Украине. Но на заводе надеются, что из-за недальновидности политиков не будут страдать как украинские заказчики, так и российские производители. Ведь автомобили КамАЗ пользуются любовью и уважением и в соседнем украинском государстве.

Видят ли эксперты «свет в конце тоннеля»?
По заверениям независимых экспертов, положение у российского автогиганта сложное. И стало оно таким не сиюминутно, то есть в году нынешнем. Процесс длится вот уже на протяжении нескольких последних лет. Вызвано это, прежде всего, с возросшей конкуренцией на рынке грузовых автомобилей соответствующей грузоподъемности. В частности если на российском рынке позиции КамАЗа еще достаточно сильны (немногим менее 50% от общего числа грузовых автомобилей в стране), то вот в странах СНГ россияне проигрывают конкуренцию МАЗам и различным китайским грузовикам. Ведущиеся разговоры о слиянии МАЗа и КамАЗа так разговорами и остались - стороны не договорились, у кого будет контрольный пакет акций.
Заглядывая в недалекое будущее, можно смело предположить, что иного рынка сбыта, кроме как собственно Россия и страны СНГ, у КамАЗа нет. Но этот самый рынок сбыта стремительными темпами сужается - верх одерживают иностранные конкуренты КамАЗа. Переломить складывающуюся ситуацию можно, но для этого потребуется полностью обновить технологию производства машин. Проще говоря, от предыдущего поколения грузовиков должна остаться только эмблема завода-производителя. Но даже руководство завода прекрасно отдает себе отчет в том, что существующими отечественными технологиями коренного изменения производства не добиться. Реальным выглядит факт приглашения к сотрудничеству на партнерских правах иностранных инвесторов. Но и здесь очень важно соблюсти баланс, чтобы контрольный пакет акций не оказался у зарубежных компаний.
Невзирая на общую негативную тенденцию отечественного автомобильного рынка, КамАЗ от своей деятельности получил все-таки достойную прибыль. Нет сомнений в том, что руководство завода действительно удерживает ситуацию под контролем. Это свидетельствует о правильности выбора стратегии развития предприятия. Есть надежда на то, что в случае стабилизации ситуации на рынке производства и сбыта грузовых автомобилей, КамАЗ также увеличит свои показатели финансовой деятельности.

Аналитика
Joomla SEO powered by JoomSEF