Объективно о поддержке российского автопрома

Печать

В условиях резкого ухудшения экономической обстановки в стране, обвала курса национальной валюты и стремительного падения платежеспособности населения, автомобильная отрасль выглядит одной из наиболее подверженной угрозе масштабной деградации и даже краха. Легковые автомобили не относятся к категории товаров или вещей первой необходимости, и, когда население вынуждено экономить на продуктах питания, ввиду роста цен на них в полтора - два раза, очевидно, что покупкой автомобиля люди озаботятся в последнюю очередь. Не стоит забывать и то, что все до одного производителя автомобилей, представленных на российском рынке, уже переписали рублевые ценники на свою продукцию. К середине января стоимость новых автомашин, по сравнению с уровнем цен в конце осени 2014 года, возросла, в среднем на 15-20%. И это на фоне того, что весь 2014 год характеризовался постепенным, но уверенным снижением уровня продаж.

Поддержка национального автопрома, как государственная задача
Осознавая всю опасность складывающейся ситуации, руководством страны предпринимаются меры по удерживанию отечественного автопрома на плаву. Обеспечение устойчивого и стабильного развития экономики РФ стало приоритетной задачей сразу для нескольких министерств. Именно на эту тему совсем недавно прошло совещание под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева. Никаких революционных идей на совещании озвучено не было. Большинство вариантов действий уже неоднократно обсуждалось. Так, среди ряда предложений, основными вариантами стимулирования отрасли являются выделение дополнительных 10 млрд. рублей на реализацию государственной программы по обновлению автопарка страны, 3.8 млрд. субсидий, предназначенных для закупки газомоторной техники, а также возобновление программы льготного кредитования при приобретении машин отечественного производства.
Стоит отметить, что всеобщее одобрение достигнуто лишь в отношении первой из перечисленных мер. По словам Александра Морозова, возглавляющего департамент специального и транспортного машиностроения Минпромторга, реализация программы обновления автомобильного парка России позволяет вернуть в государственный бюджет 1.26 млрд. рублей, на каждый вложенный миллиард. Помимо Минпромторга, идею увеличения финансирования указанной программы поддерживают министерство финансов, а также Минэкономики, выступающее за стимулирование роста продаж новых машин любыми доступными способами.
Острота вопроса подтверждается тем фактом, что два ключевых ведомства, на которые возложены основные задачи по недопущению окончательного скатывания автомобильной промышленности России в яму, разошлись во взглядах и мнениях о путях реализации поставленной задачи.
Неожиданно для всех Минэкономики в качестве действенной меры предложило существенно смягчить требования по степени локализации производств, а также перенести на пару лет сроки ввода в эксплуатацию новых производств. Речь идет о большинстве автомобильных концернов, осуществляющих свою деятельность в России в рамках соглашения о промышленной сборке. Так, в соответствии с соглашениями, подписанными в 2011 году, такие зарубежные производители, как концерн Renault-Nissan, Ford, Volkswagen и GM обязались к 2018 году обеспечить уровень локализации своих производств до 60%. Кроме того, производители принимали на себя еще ряд весьма серьезных обязательств, практически невыполнимых в условиях действующих экономических реалий.
К слову, предложения о смягчении или полном замораживании принятых на себя обязательств на фоне обесценивания национальной валюты Минпромторг рассматривал регулярно. Как отмечает авторитетное издание «КоммерсантЪ», подобные предложения, в первую очередь, лоббировались руководством концерна Volkswagen, ведь в наступившем году, автопроизводители из Вольфсбурга планируют запуск крупного завода по производству автомобильных двигателей. Однако, несмотря на многочисленные «предложения и просьбы» со стороны автопроизводителей, руководство Минпромторга категорически не соглашается на такой шаг.

Минпромторг против
Из комментариев Дениса Мантурова, возглавляющего министерство промышленности и торговли России, пересмотр соглашений, как возможные антикризисные действия, не только никогда не обсуждался на уровне официальных межведомственных совещаний, но даже и не вносился на повестку дня подобных встреч. Скорее всего, озвученная идея не будет воплощена и в отдаленном будущем.
Так, например, еще более кардинальное предложение, реализация которого разрешала бы оформлять новые соглашения по промсборке в нарушение действующих норм ВТО (Российская Федерация их неукоснительно соблюдает) уже отклонено. Хотя большинство автоконцернов из КНР, а также такие крупные бренды, как Honda, Subaru и Range Rover были сильно заинтересованы в положительном принятии подобного решения. Впрочем, по неофициальным источникам из самого министерства, Минпромторг подготовил вариант предложений, которые не включают в себя пункт, смягчающий условия промсборки автомобилей в России.
Примечательно, что позицию ведомства Дениса Мантурова разделяют и некоторые автопроизводители. К примеру, руководство холдинга «Соллерс», которому, как известно, принадлежит крупнейший завод по производству российских внедорожников УАЗ, категорически возражает против возможных смягчений условий по промышленной сборке машин. Главная причина возражений заключается в том, что к сегодняшнему дню УАЗом произведены крупномасштабные инвестиции для пуска новых производственных мощностей в 2015 и 2016 годах. Не видят особого смысла в смягчении условий промышленной сборки и на Ford Sollers. А руководство российского подразделения Renault указывает на то, что компания не нуждается в поддержке подобного рода, поскольку неплохо выполняет действующие требования по локализации производства.
Другим краеугольным камнем в вопросе поддержки национального автопрома стало предложение Минэкономики о возобновлении программы льготного автомобильного кредитования при приобретении отечественных автомобилей. Предварительные подсчеты показывают, что запуск программы позволит увеличить продажи легковых машин в среднем на 40 тысяч экземпляров. Предложение поддерживают все без исключения автопроизводители. Юрий Грибанов, руководитель Frank Research Group - ведущей исследовательской компании, занимающейся анализом конкурентной среды рынка финансовых услуг России считает, что программа по господдержке автокредитования позволит не только реанимировать автомобильную отрасль промышленности страны, но и окажет существенную поддержку банковскому сектору. После резкого повышения ключевой ставки автокредитование в России практически заморожено, ведь ставки по кредитам взлетели до отметки в 35-40% годовых. Таким образом, приобретая, и без того значительно подорожавший автомобиль в кредит, покупатель уже через год должен дополнительно заплатить 40% от его первоначальной стоимости. Правда, по мнению Грибанова, чтобы государственная программа дала необходимый результат, размер субсидий должен быть достаточно велик и составлять 15-20%.

Программа утилизации. Основное направление господдержки
Не считая льготное автокредитование панацеей, поскольку в этом случае бюджетные деньги попросту перетекут на счета банков, приоритетным направлением поддержки автопрома остается программа по обновлению автопарка страны. Возобновленная в сентябре 2014 года, программа будет действовать непрерывно на протяжении 16 месяцев. Выделение 10 млрд. рублей на ее реализацию является уже практически делом решенным.
Стоит напомнить, что суть программы заключается в предоставлении скидки на приобретение новой машины при условии сдачи старого автомобиля на утилизацию, либо использовании механизмов trade-in. Размеры скидок не будут зависеть от стоимости старой машины, но дифференцируются, исходя из типа автотранспортного средства. Для легкового автомобиля скидка предполагается в размере 50 тысяч рублей, если владелец старой машины сдаст ее на утилизацию. При продаже старого автомобиля по системе trade-in, скидка составит 40 тысяч рублей. На более серьезные скидки смогут рассчитывать потенциальные покупатели грузовых автомобилей. Для них размер скидки составит 350 и 300 тысяч рублей, соответственно.

Туманные перспективы. Надежда на регионы
В аналитическом агентстве «Автостат» полагают, что принимаемых правительством мер, будет недостаточно для стимулирования роста и развития автопрома в ближайший год. Максимум, на что можно рассчитывать, говорят специалисты «Автостата», это поддержание отрасли на плаву. Что касается непосредственно продления программы утилизации, то эта мера, в первую очередь, направлена на поддержку отечественных АвтоВАЗа и УАЗа.
Приводя статистические данные в «Автостате» отмечают, что в период действия программы во второй половине 2014 года, например в Архангельске и области, почти половину всех приобретенных моделей бренда Lada составили автомобили, купленные в рамках обновления автопарка. Да и сами дилеры Архангельской области, специализирующиеся на продаже российских марок машин, гораздо более уверенно смотрят в будущее, нежели представители автосалонов, торгующих иномарками.

Аналитика
Joomla SEO powered by JoomSEF