Подержанные автомобили продолжат расти в цене?

Печать

Нынешние экономические реалии позволяют все большему количеству специалистов склоняться к идеи о том, что в обозримом будущем отечественная валюта не сможет вернуться к прежним позициям, продолжая тенденцию постепенного падения.

Резкий обвал российского рубля в конце 2014 года уже спровоцировал небывалый покупательский всплеск, когда практически из всех автосалонов страны автомобили в буквальном смысле слова сметались. Помимо граждан сопредельных государств, входящих в единый таможенный союз, для которых резкое обесценивание российской валюты в одночасье позволило приобрести новую машину с небывалой скидкой, активно скупали автомобили и жители России. Примечательно, что наибольший ажиотаж отмечался не в салонах бюджетных брендов, а у продавцов автомобилей, чья цена значительно превышает отметку в один миллион рублей.

Накануне падения курса и сразу после него
Анализ ситуации на автомобильном рынке страны, причем, речь в данном случае идет как о продажах новых, так и подержанных автомобилей, показывает, что на протяжении всего 2014 года уровень продаж неуклонно снижался. Так, в связи с падением уровня платежеспособности жителей России, спрос на автомобили к концу 2014 года был одним из самых низких за последние несколько лет. В августе 2014 года эксперты отмечали устойчивое снижение цен практически на все модели подержанных автомобилей. По данным агентства «Автостат», «в минус» в конце лета 2014 года ушли такие, традиционно популярные модели машин, как Chevrolet Niva (снижение цены составило порядка 5%), Ford Focus ( цена опустилась на 3-5%), стоимость подержанных Mitsubishi Lancer , Toyota Corolla и Toyota Camry опустилась на 3%. При этом, снижение было обусловлено не грядущим концом года (как известно, скидки под конец года - явление на автомобильном рынке вполне традиционное, поскольку уже через один - два месяца автомобиль становится на год старше), а общим снижением покупательской способности населения в ушедшем году.
И только декабрьский обвал рубля стал причиной для неожиданного увеличения уровня продаж автомобилей. А поскольку рынок подержанных машин непосредственным образом привязан к продажам новых автомобилей, вслед за скачком продаж в дилерских автосалонах, оживился и рынок машин с пробегом. Естественно, что обширный покупательский спрос повлек за собой и рост цен. Граждане России, а также соседних Казахстана и Белоруссии бросились скупать остающиеся доступными автомобили.
По данным экспертов, изучавших ситуацию на российской автомобильном рынке нескольких последних месяцев специально для российского издания «Известия», за период с ноября по декабрь 2014 года включительно, стоимость машин с пробегом возросла очень существенно. Так, для отдельных моделей наиболее популярных марок увеличение в цене всего за месяц достигли отметки в 46%. При этом, особенно взлетела цена на трехлетние экземпляры. Но и пятилетние автомобили значительно поднялись в цене. Как известно, два этих срока владения машиной являются самыми популярными для ее перепродажи.
Исследования проводились относительно трех десятков наиболее популярных моделей автомобилей. В перечень моделей вошли, как небольшие седаны и хэтчбеки бюджетных брендов, так и популярные кроссоверы, внедорожники, а также седаны сегмента премиум.

Ситуация в регионах
В период ажиотажного спроса конца 2014 года свои подержанные машины сумели продать даже те владельцы, которые безуспешно пытались избавиться от автомобиля на протяжении многих месяцев. Особенно сильно всплеск продаж на вторичном рынке автомобилей проявился в регионах. Так, в Архангельской области, характеризующейся типичными средними показателями, для российской провинции, рост продаж машин с пробегом стал, более чем двукратным. Что касается цен, то в среднем, стоимость «трехлеток», продаваемых в Архангельске и области выросла на 20-25%. Приблизительно также подорожали и пятилетние экземпляры автомобилей.
Компании, специализирующиеся на продажах легковых автомобилей с пробегом, практически единогласно отмечают старт судорожного спроса на подержанные машины уже в ноябре 2014 года, когда от плавного, но настойчивого падения курса национальная валюта перешла к откровенному обвалу и девальвации. Испугавшись значительного обесценивания денег, люди ринулись тратить их остатки в массовом порядке. Многие стали скупать электронику и бытовую технику, не меньшее количество людей решили вложить имевшиеся сбережения в приобретение автомобиля. Выбор машины с пробегом понятен - такой автомобиль всегда дешевле своего нового аналога, а поскольку подавляющее большинство россиян не могут похвастаться высокими доходами и значительными накоплениями, люди стали избавляться от дешевеющих рублей, вкладывая их в подержанные машины.
По словам Олега Полушина, руководителя отдела продаж автосалона «Лаура», являющегося одной из крупнейших организаций, занимающихся торговлей подержанными автомобилями в Архангельском регионе, взлет цен случился в середине декабря, когда курс российской валюты почти ежедневно стал обновлять исторический минимум. «Порой доходило до того, что у еще не открывшегося утром автосалона стояла очередь из десятка - полутора человек. За декабрь мы продали столько автомобилей, сколько не продавалось за полгода.» - поясняет Полушин. При этом специалист подчеркнул, что панический спрос и столь серьезный взлет цен спровоцировали жители Белоруссии и Казахстана, которые, в поисках ставших недорогими автомобилей, добрались и до северных регионов России.
Любопытно, что даже в условиях всеобщего повышения цен на новые и подержанные автомобили, целый ряд моделей оставались практически невостребованными. Причем объяснить этот факт какими-то четкими причинами практически невозможно. В принципе, в автосалонах «сметались» автомобили самых разнообразных марок и моделей. Но в первую очередь, людей интересовали весьма дорогие авто. Так, быстрее всех были распроданы Toyota Camry и Land Cruiser Prado, а также премиальные кроссоверы BMW X-серии. Очевидно, что позволить себе внезапно купить автомобиль могли лишь те, чей уровень доходов был выше среднего уровня. Одновременно с этим, ряд машин оказались практически невостребованными, что вынудило продавцов снижать ценники на них даже в период повального спроса. Среди своеобразных «неудачников» декабря 2014 года можно назвать Jaguar XJ (падение продаж в декабре, относительно ноября составило 20%), Mercedes-Benz класса E (-11%), бюджетный кроссовер Renault Duster (спрос на него упал на 4.7%), а также российскую Лада Приора (-15.3%).
Что касается автомобилей с пробегом, то здесь тенденции были еще более странными. Если среди «трехлеток» откровенных провалов и падений в продажах не было выявлено практически ни у одного бренда, то продавцам пятилетних машин не удалось много заработать, продавая недорогие седаны Renault Logan и Daewoo Nexia, а также такие модели, как Lexus ES, Hyundai ix35 и Audi A6.

Прогнозы и перспективы
Говоря о перспективах наступившего года, большинство специалистов сходятся во мнении, что для российского автомобильного рынка сегмент подержанных автомобилей в 2015 году станет доминирующим, относительно новых машин. Ведь для импортируемых иномарок и брендов, чьи модели, собираемые в России, имеют низкий уровень локализации производства, обвал национальной валюты может стать очень серьезным ударом. В более выгодном свете окажутся отечественные производители, а также зарубежные компании, обладающие производственными и сборочными предприятиями в нашей стране. Как считают эксперты Автостата, отечественный автогигант «АвтоВАЗ» не станет ощутимо повышать цены на свою продукцию. Скорее всего, относительно неплохо сложится год для тех автопроизводителей, кто планирует в 2015 году провести смену поколений своих популярных моделей. Из премиальных марок сюда стоит отнести Audi с их новым Q7 и Volvo с моделью ХС90. Надеется на успех в России и руководство Nissan. В качестве основного козыря японцы видят новый X-trail и уже продающийся Qashqai второго поколения.
Январь 2015 года уже характеризуется довольно высокими ценами на подержанные машины. Но покупать не новые автомобили по завышенным ценам никто не будет. Это сродни тому, чтобы пойти и обменять все имеющиеся сбережения в обесценившихся рублях на иностранную валюту по новому курсу - в результате можно потерять еще больше. В связи с чем, ожидать дальнейшего роста цен на вторичном автомобильном рынке вряд ли стоит. Но и значительного проседания рынка продавцы машин с пробегом не боятся. У новых автомобилей цена уже возросла, а весной поднимется еще больше. Это заставит значительную часть потенциальных покупателей повернуть взгляд в сторону вторичного рынка. После декабрьского бума 2014 года образовался ощутимый дефицит подержанных машин, в связи с чем, отката в ценах, скорее всего не произойдет. Кроме того, компании, зарабытывающие на рынке подержанных машин, в отличие от многих частников, будут придерживать свой товар до момента стабилизации валют.
Существует и ряд скептиков, прогнозирующих еще большее ухудшение экономической и политической обстановки в стране, про которых курс национальной валюты упадет на 30-40% от имеющихся показателей сегодняшнего дня. В этом случае дальнейшего роста цен на подержанные автомобили не избежать. Впрочем, в этом случае, большинству россиян будет совсем не до покупки автомобиля.

Аналитика
Joomla SEO powered by JoomSEF