Что толкает вверх цены на бензин?

Печать

Ситуация на бензиновом рынке в России в этом году гораздо загадочнее, чем в знаменитом Бермудском треугольнике. Парадокс происходящего налицо. Если во времена, когда росли цены на нефть, было понятно, что удорожание топливо неминуемо, то сейчас стоимость бензина поднимается вопреки всем законам логики и, как кажется простому обывателю, наперекор законам рынка.

Посмотрев на ценовую тенденцию внутрироссийского топливного рынка на примере Архангельской области, получается следующая картина. Цены на нефть за прошедший месяц опустились на 7%, а цена на бензин АИ-95 в среднем по Архангельской области поднялась на 7%. Колебание цен на остальные сорта бензина и дизельного топлива в регионе выглядят следующим образом: АИ-80 подорожал на 6%, дизельное топливо на 5%, АИ-98 на 6,5%. В других регионах ситуация схожая. Парадокс ситуации упомянутого региона в том, что тут цена 95-го бензина в зеркальном отражении повторяет колебания цен на нефть в процентном соотношении. Наблюдая за этим процессом, становится понятно, что на ценообразование топлива стоимость нефти практически не влияет.

Топливо из налогов
Многих удивит выражение о том, что бензин состоит из налогов. Но если не воспринимать его буквально и разобраться, из какого рода составляющих и в какой пропорции складывается цена топлива, то все встанет на свои места. По информации, полученной из Российского топливного союза, в общей цене бензина стоимость нефти занимает только 4% от общей суммы. Ввиду этого, колебания нефтяных котировок на мировом рынке не могут повлиять на бензиновые цены. Как ни странно, но 60% стоимости бензина составляют различные налоги: на добычу полезных ископаемых, экологический, акциз и многие другие. 38% - это всевозможные транспортные издержки, затраты на переработку, наценки АЗС и ряд иных затрат.
С учетом этого, основное влияние на цены топлива оказывают экономические и политические факторы, которые никак не связанны с нефтью. Но основное давление оказывают изменения в налоговой сфере и инфляции. Причем в рассматриваемой ситуации были замечены не совсем обычные тенденции. Внимание на них обратил сам президент Путин. В своем выступлении он отметил, что обычная реакция рынка на инфляцию - это постепенное повышение цен. Сначала повышается оптовая стоимость, а следом за ней розничная. Но по каким-то необъяснимым причинам розничные цены нефтепродуктов буквально взлетели в гору, превышая темпы роста оптовых цен.
Президент отметил и другую аномалию: обычно инфляция - это повышение цен от оптовых цен к рознице. В настоящее же время все выглядит иначе. Розница на нефтепродукты растет быстрее оптовых расценок. И с этим, по его словам, следует разобраться.
Проведенные Росстатом исследования показали, что в среднем рост цен за неделю составляет 0,1%, если брать цены на бензин, и 0,1-0,3% на дизельное топливо. По заявлениям специалистов, все эти колебания находятся в нормах сезонных погрешностей. Но если брать показатели за год, то рост цен на топливо опережает показатели роста инфляции, примерно на 10%.
На розничную цену бензина влияют многие локальные факторы, такие как отдаленность нефтеперерабатывающего завода, количество трейдеров в регионе, сезонное колебание. Сейчас наблюдается снижение оптовых цен на бензин марки АИ-92 и повышение на зимнее дизельное топливо почти на 1%. Из всех видов топлива - дизель наиболее подвержен сезонным колебаниям, основными пиками роста являются весенние полевые работы и уборочная страда.
Подвержены внешнему влиянию и цены на так называемые «элитные» марки бензина, которые соответствуют международным стандартам качества: Евро-4, Евро-5. Эксперты поясняют этот рост банальным стремлением компаний вернуть вложенные в модернизацию производства инвестиции. При этом первыми розничные цены возросли на АЗС вертикально интегрированных нефтяных компаний, таких как «Лукойл» и «Газпром-нефть», которые провели полную модернизацию своих производственных мощностей в прошлом году.
Если особо не вдаваться в подробности, то становится ясно, что основные колебания на внутреннем топливном рынке происходят из-за различных изменений в налоговом законодательстве нашего государства. Но если рассмотреть все аспекты, влияющие на цену бензина, то, к сожалению, можно обнаружить и внешние факторы, влияющие на образование цен внутри страны. К этим факторам относится, в первую очередь, колебание валют и ставки на кредиты в иностранных банках, так как многие крупные российские компании, занимающиеся нефтяным бизнесом, предпочитают кредитоваться за рубежом. К тому же участники рынка используют импортное оборудование, расчеты за которое производятся, естественно, не в рублях, а в иностранной валюте.
Свое влияние на цены оказывает и отсутствие прозрачности внутреннего российского рынка. Это дает большое поле деятельности для не чистых на руку игроков, которые могут серьезно сдвигать цены на топливо в различных направлениях, заботясь при этом лишь о своей выгоде.
Такие выводы подтверждают высказывания специалистов в нефтяной отрасли. Они открыто заявляют, что в нашей стране никто не занимается контролем за тем, по каким ценам компании продают топливо своим дочерним организациям и как потом перераспределяются потоки сырья. Не редки случаи, когда крупные игроки на нефтяном рынке придерживают реализацию партий топлива или реализуют их в соседних странах, где цена топлива в разы выше, чем на внутреннем рынке РФ. На территории же нашей страны временами создается искусственный дефицит нефтепродуктов, что хоть и не значительно, но повышает внутренние цены. Одним словом, каждый стремится заработать, несмотря ни на что. Снижение курса рубля, которое наблюдается в последнее время, также делает невыгодной продажу топлива внутри страны.
С учетом разницы курсов валют, 1 литр АИ-95, проданный в ближнем зарубежье, стоит на 10 рублей дороже. Сами же нефтепромышленные компании заявляют, что цены на топливо внутри России не только не увеличились, но даже снизились. Если посмотреть на ситуацию с точки зрения котировок валют, то они правы. И если вспомнить, что нефтяная отрасль всецело завязана на валюте, а именно на долларах США и евро, то приходит понимание того, что действия, направленные на повышение цен на топливо внутри страны, полностью оправданы. Хоть это и отражается на карманах простых россиян. Однако принятые меры позволят завершить крупные инвестиционные программы, запущенные крупными предприятиями. В противном случае последние просто уйдут с российского рынка, увеличив дефицит топлива.
Как ни странно, но дефицит не ушел с нашего рынка с распадом СССР. По данным аналитиков, в настоящий момент для покрытия внутренних потребностей в Россию ежегодно ввозят 4-5% от общего объема топлива, продаваемого на внутреннем рынке. В основном это марки высокооктанового бензина и дизельное топливо. При этом дефицит составляет всего 1-1,5%. Объясняется это не высоким качеством топлива, поставляемого на внутренний рынок отечественными производителями. В свою очередь, потребителям (в основном, владельцам иномарок последних моделей) требуется исключительно качественное топливо.

Налоговый маневр
Ситуация с дефицитом бензина на внутреннем рынке складывалась не один год подряд, и ее развитие было, в принципе, прогнозируемо как для производителей, так и для правительства. Компаниям выгодно продавать топливо за рубежом, а с ослаблением рубля наше топливо становится еще гораздо привлекательней для иностранных потребителей, несмотря на не всегда высокое качество продукта.
Изменить ситуацию должен был так называемый налоговый маневр в нефтяной сфере. Этот маневр разрабатывался правительством для того, чтобы сделать внутренний рынок более привлекательным для производителей топлива.
Не вдаваясь в сложные и запутанные цифры предполагаемых акцизов и налоговых ставок, изначально предполагалось изменить все таким образом, чтобы нефтяным компаниям было значительно выгоднее перерабатывать сырье внутри нашей страны и продавать за рубеж уже готовое топливо. Также был сделан акцент на стимулирование производства топлива высокого класса, а именно - проходящего стандартизацию по категории Евро-4 и Евро-5. По предположениям чиновников, эта мера убрала бы дефицит топлива на внутреннем рынке, а также привела бы к тому, что предприятия вводили бы дополнительные мощности своих производств, чтобы начать перерабатывать большие объемы сырья. Получаемые от этого налоги и открытые новые рабочие места не только бы минимизировали негативные тенденции от недостачи бюджета, из-за снижения некоторых налогов, предусмотренного маневром, но и принесли бы ощутимый экономический эффект, положительно влияющий на экономику страны в целом.
Но в итоге в налоговый маневр были внесены некоторые корректировки, которые были связаны с акцизом, заложенным в стоимость топлива и предназначавшимся для наполнения местных бюджетов для ремонта дорог. Видимо побоявшись, что ожидаемый экономический эффект не будет таким ощутимым, как предполагалось, чиновники не стали существенно снижать его. Не стали они снижать и часть других налоговых ставок. В окончательном варианте налоговый маневр не сделал внутренний рынок более привлекательным для нефтяных корпораций, а в некоторых моментах даже создал предпосылки к дальнейшему созданию дефицита топлива и роста цен.
Многие эксперты сошлись во мнении, что нынешняя ситуации на топливном рынке внутри России целиком и полностью спровоцирована неверными шагами правительства. Да и многие чиновники, которые публично осознали свои просчеты, высказываются за пересмотр налогового маневра. По заявлениям некоторых из них, новый вариант программы будет разработан уже в ближайшее время, и из него будут исключены все допущенные ошибки.

Аналитика
Joomla SEO powered by JoomSEF