Реальны ли электробусы в России?

Печать
Правительство страны собирается в течение этого года оснастить большинство крупных городов России электрическими автобусами. Пилотным регионом станет Ярославль, где электробус выйдет на свой маршрут наряду с остальным общественным транспортом ко Дню города. Власти города сообщают, что новый вид транспорта обладает повышенным запасом хода. Так, электробус способен проехать на одном заряде всю смену. Литий-ионные аккумуляторы электробуса, произведенные в Новосибирске, достаточно подключить к электрической сети на 3-4 часа для полной зарядки, или на полчаса - для частичной. Вслед за Ярославлем, новые электробусы испытают на своих дорогах Новосибирск, Москва, Казань и Уфа.

Новая альтернатива общественному транспорту

Власти Ярославля подписали контракт о закупке нового общественного транспорта, среди которого 14 троллейбусов повышенной комфортности и 1 автобус, работающий на электрической тяге. Новый электрический автобус, собранный в России, работает на литий-ионных аккумуляторах, которые производятся в Новосибирске на заводе «Лиотех».
Таким образом, это полностью отечественный продукт, работающий на электротяге.
Электробус обладает большим запасом хода, что позволяет проехать на одном заряде всю смену. При этом он не нуждается в дополнительной подзарядке во время движения. Электробус представляет собой низкопольное транспортное средство 12 м в длину с площадкой и входом для инвалидов. Электрический автобус с точки зрения разработчиков является весьма комфортным и экологичным средством передвижения. Электробус совершит свой первый маршрут в Ярославле на День города.
Предварительные образцы городских электробусов были представлены на прошедшей в 2011 году выставке. В течение текущего года такими машинами планируется оснастить большинство крупных российских городов. А в следующем году и все остальные города, так как проект по внедрению электробусов рассчитан на 2012-2013 годы. Возможно, что электробусы после проверки их эффективности, экономичности и экологичности в российских городах, будут использованы на Олимпиаде в Сочи в 2014 году.
Вслед за Ярославлем электробусы появятся на дорогах столицы. Они представляют собой гибрид автобуса «НефАЗ» и троллейбуса «Тролза». Все электробусы работают на отечественных литий-ионных аккумуляторах новосибирского завода «Лиотех». Инженеры спроектировали электрический автобус таким образом, что машина производит самодиагностику на наличие неисправностей и самостоятельно устраняет их. Это гарантирует полную безопасность транспорта и позволяет избежать простоя в дороге.
Кроме того, инженерам и разработчикам удалось снизить потребление электрической энергии нового транспорта на 35-40 процентов, что дает им видимое преимущество перед троллейбусами. Московские власти планируют закупить около 100 электробусов и выделяют из бюджета на эти цели порядка 700-800 миллионов рублей. Однако стоит отметить, что стоимость одного электробуса вдвое выше обычного автобуса.
Тем не менее, чиновники уверены в том, что новый вид общественного транспорта намного выгоднее в эксплуатации, чем обычные автобусы и троллейбусы и окупит свою стоимость за пару-тройку лет. Ведь ежегодные расходы на зарядку электробуса составят 150-200 тысяч рублей, а топливные затраты для обычного автобуса составляют 750-800 тысяч рублей в год.
На дорогах Казани в скором времени тоже появятся электробусы. В январе текущего года власти города закупили 5 автобусов, работающих на электрической тяге, у российского автопроизводителя «КАМАЗ». Электробусы будут основой инфраструктуры для студенческих игр Универсиады-2013, которая пройдет в Казани. Электробус будет также создан на базе автобуса «НефАЗ» с литий-ионными аккумуляторами от новосибирского завода «Лиотех». Перед пуском электробусов на дороги Казани, они пройдут тестирование в Новосибирске.
Вслед за Казанью новые электробусы опробуют дороги Уфы. Первый электрический автобус произведен в Башкирии и сейчас проходит тестовые испытания в Москве. Сборка второго образца электробуса подходит к завершению. Планируется, что эксплуатация электробусов не ограничится только дорогами Уфы, так как ими уже заинтересовались власти Казани, Москвы и нескольких других крупных российских городов.
Вообще же, своим появлением электробусы обязаны новосибирскому заводу химконцентратов, который и является первым и основным заказчиком нового типа общественного транспорта. Так, в Новосибирске недавно успешно закончились испытания электробуса в условиях суровой российской зимы. Так как Новосибирск является одним из самых протяженных по площади российских городов, то чиновники планируют максимально оснастить им дороги, чтобы не тянуть контактные сети для троллейбусов в удаленные районы.
Серийный выпуск электробусов на российских заводах должен начаться к концу 2012 года. Так, производители электрических автобусов и аккумуляторов к ним «Мобэл» и «Лиотех» планируют выпустить около 150 электробусов. При этом будут задействованы мощности не только завода «НефАЗ», но и других отечественных автопроизводителей.

Перспективы электробусов

Правительство страны разработало специальную концепцию, согласно которой планируется плавный переход на оснащение российских городов новым видом общественного транспорта, работающего на электрической тяге. Поэтому со временем автобусы и троллейбусы должны стать неконкурентоспособными из-за своей неэкологичности и больших расходов на эксплуатацию и обслуживание.
Эксперты уверены, что при соответствующей заинтересованности и поддержке государства в скором времени должно начаться серийное производство электробусов, которое позволит уже в следующем году оснастить такие крупные российские города, как Архангельск, Тюмень, Хабаровск, Белгород, Волгоград и другие. В целом же, считают эксперты, что массовое оснащение электробусами российских городов произойдет после Сочинской Олимпиады 2014 года.
Тем не менее, некоторые эксперты опасаются, что при столь высокой цене электробусы не смогут себя окупить. Литий-ионный аккумулятор может потребовать замены через 2-3 года, что повлечет за собой новые расходы, которые могут приравниваться к стоимости обычного автобуса. Несмотря на экологичность электробуса и его экономичность в плане эксплуатации, высокая стоимость этого вида общественного транспорта может сделать его менее предпочтительным по сравнению с обычными автобусами и троллейбусами.
Некоторые скептики не пророчат большого будущего российским электробусам. Они заявляют, что пока прошли только тестовые испытания единичных образцов, и неизвестны эксплуатационные характеристики и параметры электробусов, а также затраты на их обслуживание и ремонт. Эти данные получают на основе многолетних испытаний. Поэтому пока рано судить о том, насколько реально оснастить дороги российских городов электрическими автобусами.
Чтобы получить хотя бы приблизительные данные об эксплуатационных характеристиках и параметрах электробусов, необходимо произвести с десяток подобных машин, чтобы протестировать и опробовать их в различных регионах страны с разными климатическими условиями. Только тогда станет ясно, насколько этот новый вид транспорта эффективен и конкурентоспособен, и в каких городах России он будет востребован.
Еще совсем недавно нельзя было с уверенностью говорить о внедрении электробусов в качестве общественного транспорта, так как его зарядки едва хватало на пару часов езды, а большие размеры аккумуляторов тормозили серийный выпуск. Но наука не стоит на месте, и сейчас сказка стала былью. Первые электробусы совсем скоро заколесят по дорогам российских городов, открывая новую веху в истории общественного транспорта.
Однако, пока судить о перспективах электрических автобусов рано, так как не выявлены их плюсы и минусы. Безусловно, электробусы более экологичны по сравнению с обычными автобусами и более экономичны в сравнении с троллейбусами. Однако, пока неизвестно, какое количество затрат в денежном эквиваленте на свое обслуживание потребуют электробусы.
Аналитика
Joomla SEO powered by JoomSEF