Эффективность повышения транспортного налога для старых автомобилей

Печать
Борьба со старыми автомобилями и ввозимыми подержанными иномарками продолжается. На этот раз средством борьбы стали повышающие коэффициенты транспортного налога для старого и не экологичного автопарка страны. Для автомобилей класса Евро-3 коэффициент составит 1,5, а для экологического класса Евро-4 - 0,7.
Но повышающие коэффициенты не ограничиваются только экологической составляющей транспорта, дифференциация транспортного налога также будет основана и на возрасте автопарка страны. Возраст автомобиля будет определяться по состоянию на 1 января текущего года. Чем старше и ниже по экологическому классу автомобиль, тем выше будет на него налоговая нагрузка. Однако платить по-новому будут только юридические лица. Транспортный налог для физических лиц, владеющих старым и не экологическим транспортом, останется прежним.

Старые автомобили обложат сразу с двух сторон

Итак, Минпромторг разработал новый законопроект, согласно которому будут повышены коэффициенты транспортного налога для старых и неэкологичных машин. Согласно законопроекту Минпромторга, теперь коэффициент для автомобилей, относящихся к неэкологическому классу Евро-3, составит 1,5. Для автомобилей, которые соответствуют действующему на территории страны экологическому классу, предлагается ввести коэффициент, равный 1. Владельцы же автомобилей с экологическим классом Евро-4 могут порадоваться, так как им теперь придется платить меньше. Коэффициент экологичных машин составит 0,7.
Как и обещал президент страны Владимир Путин, по новым ставкам транспортный налог будут платить только юридические лица. На физические лица бремя налога не ляжет, так как, по словам главы страны, на старых машинах ездят в основном представители уязвимых слоев общества: пенсионеры и малоимущие. Если для юридических лиц повышение транспортного налога на старые неэкологичные автомобили станет стимулом для обновления автопарка, то для физических лиц это станет настоящим бедствием.
Что касается возраста автомобиля, то повышающий коэффициент транспортного налога будет исчисляться согласно возрасту его эксплуатации. Так, для автомобилей, с момента выпуска которых прошло меньше 5 лет, коэффициент составит 1, для машин в возрасте 5-10 лет – 1,75, для автотранспорта в возрасте 10-15 лет - 2, а для автомобильных средств передвижения старше 15 лет – 3. Эксплуатационный срок, то есть, количество лет с момента выпуска авто транспортного средства, будет определяться по состоянию на 1 января текущего года. Недавно Минпромторг выдвинул идею о повышении пенсионного возраста грузовиков и автобусов до 20-25 лет.
Напомним, что согласно Налоговому Кодексу, в текущем 2012 году легковые автомобили мощностью более 250 л.с. облагаются базовой ставкой транспортного налога, равной 30 рублей за 1 л.с. Коэффициент для грузового транспорта мощностью свыше 250 л.с. составляет 17 рублей за 1 л.с., а для автобусов мощностью более 200 л.с. – 20 рублей за 1 л.с.
Минпромторг также предлагает осуществлять администрирование и дифференциацию повышающих коэффициентов транспортного налога для старых и неэкологичных автомобилей на региональном уровне, так как собранные средства от этого налога поступают в бюджеты субъектов РФ. При этом регионы могут сами на свое усмотрение увеличить, уменьшить или оставить ставку транспортного налога прежней. Однако увеличение или уменьшение повышающего коэффициента не должно превышать десятикратного размера.
Таким образом, получается, что новый коэффициент транспортного налога для старых и неэкологичных автомобилей Архангельской области может быть в 10 раз ниже, чем в столичном регионе, а может быть и в 10 раз выше, так как решение будет приниматься на региональном уровне. Конечно, такая расстановка акцентов справедлива для столицы и периферии только в том случае, если региональные власти решат уменьшить ставку транспортного налога в несколько раз. Однако если власти субъектов РФ решат сохранить или даже повысить ставку транспортного налога, чтобы пополнить свой бюджет, то это может негативно отразиться на налогоплательщиках, так как они располагают меньшими средствами, чем жители столичного региона.

Эффективность повышения транспортного налога для старых автомобилей?

Законопроект, предложенный Минпромторгом, вызвал бурю реакции со стороны остальных министерств. Так, Минтранс высказал недовольство по поводу введения сразу двух типов коэффициентов. Министры считают, что одновременная дифференциация автомобиля по возрасту и экологичности приведет двойному налогообложению старых машин, а это противоречит кодексу. Поэтому представители Минтранса предлагают облагать автомобиль транспортным налогом, только исходя из его экологической составляющей. Кроме того, министерство предлагает установить для электромобилей коэффициент 0,5.
Минэкономразвития обеспокоено за увеличение стоимости перевозок, так как увеличение ставок транспортного налога коснется и юридических лиц, занимающихся транспортировкой грузов и пассажиров. Министерство считает, что повышение ставок отразится на увеличении стоимости конечной услуги для потребителей. Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, Михаил Блинкин, в свою очередь, считает, что новый законопроект должен быть одинаково справедливым для физических и юридических лиц. Он полагает, что деление на физические и юридические лица с точки зрения экологической составляющей может привести к тому, что мелкие и средние предприниматели начнут регистрировать свои старые машины на простых граждан, а они будут сдавать их в аренду организациям за сумму налога.
Однако Минпромторг считает, что своими действиями он обеспечивает выполнение двух обязательных пунктов программы защиты отечественных автопроизводителей от негативных последствий, которые может принести вступления в ВТО. Так, после вступления во Всемирную Торговую Организацию Россия обязуется в течение последующих 7 лет снижать пошлины на импорт автомобилей. Так вот, чтобы эта процедура оказалась менее болезненной, Минпромторг в качестве первого пункта ввел сбора за утилизацию машин. Ввод этих ставок означает фактический запрет на импорт подержанных и новых иномарок, однако оставляет пространство для деятельности отечественных производителей.
Второй пункт этой программы и предполагает введение повышенного коэффициента для старых автомобилей сразу по двум критериям старости машины и ее неэкологичности. Эта мера также поможет предотвратить наплыв в Россию подержанных иномарок не экологичного класса, так как такой импорт станет невыгодным. В свою очередь, отечественные автопроизводители поддержат любую инициативу, которая станет стимулом не только для обновления автопарка, но и увеличения выпуска и реализации собственной продукции.
Однако представители Минэкономразвития считают, что данная инициатива негативно отразится на конечных потребителях, так как повышенный коэффициент транспортного налога отразится на стоимости транспортных перевозок, что приведет к росту цен на товары и продукты. Кроме того, в законодательстве нет такого понятия, как «экологичный транспорт». Все это может вызвать волну недовольства в обществе
Многие аналитики считают, что грядущие налоговые перемены являются неким аналогом европейских системы уплаты транспортных налогов. Однако они находят множество несоответствий между двумя этими системами. Но самым большим различием является уровень доходов европейцев и российских граждан. Поэтому аналитики считают справедливым введения повышающего коэффициента транспортного налога для старых машин только для юридических лиц. В противном случае это сильно ударит по карману простым гражданам даже среднего класса.
Но есть и перспективная сторона вопроса. Так, введение нового коэффициента даст стимул для обновления частных и муниципальных парков общественного автотранспорта, грузовой и спецтехники. Эта мера даст толчок не только европейским, но и отечественным автопроизводителям выпускать экологичные автомобили.
Аналитика
Joomla SEO powered by JoomSEF