Нужно ли «лишенцам» сдавать экзамены на права?

Нужно ли «лишенцам» сдавать экзамены на права?

Печать

Депутаты Госдумы намерены вынести на рассмотрение законопроект, согласно которому лишенных водительских прав автовладельцев предлагают переэкзаменовывать, и только после успешной сдачи теории ПДД выдавать им обратно удостоверения.

Подготовленный парламентариями документ также содержит существенное ужесточение наказания за нарушение ПДД. Так, если лишенный водительских прав автовладелец оказался в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то он обязан пройти медицинское освидетельствование, чтобы определить его способность управления транспортным средством.

Переэкзаменовка

Скоро Госдума приступит к рассмотрению законопроекта, согласно которому лишенных водительских прав автовладельцев будут переэкзаменовывать перед выдачей назад им удостоверений. Депутаты предлагают ужесточить наказание водителей за нарушение ПДД и обязать их снова сдавать теоритический экзамен на знание правил дорожного движения.

В подготовленном парламентариями документе говорится, что после того, как истек срок лишения водительского удостоверения за нарушение ПДД, согласно главе 12 КоАП, права возвращают водителю после проверки его знаний правил дорожного движения. При этом, если водитель задержан в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то он обязан пройти медицинское освидетельствование, в противном случае ему придется заплатить большой штраф в размере 50 тысяч рублей с лишением водительских прав на 5 лет.

Также депутаты предлагают внести поправку в подготовленный законопроект, согласно которой водители получат право опротестовать результаты медицинского освидетельствования на состояние алкогольного или наркотического опьянения у независимого эксперта. Так, Вячеслав Лысаков считает, что автовладелец должен иметь возможность пройти независимую экспертизу на состояние алкогольного или наркотического опьянения.

Однако если вина водителя будет доказана и он будет признан нетрезвым, то наказание предлагается ужесточить до штрафа в размере 50 тысяч рублей и лишения водительских прав сроком на 3 года. Если же этот водитель будет задержан повторно в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то ему уже будет грозить уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком на 3 года. В качестве альтернативы будут предлагаться принудительные работы.

При этом депутаты предлагают внести поправки в Уголовный Кодекс. Так, если в ДТП, которое произошло по вине пьяного водителя, есть пострадавшие, то его будут лишать водительских прав сроком на 5 лет и оштрафуют на 50 тысяч рублей. Если в ДТП с участием пьяного водителя погиб один человек, то парламентарии предлагают лишать его не только водительских прав, но и свободы сроком на 10 лет. Если в ДТП с участием пьяного водителя погибли несколько человек, то срок лишения свободы предлагается увеличить до 15 лет, а водительских прав лишать пожизненно. Если же виновник, покинул место ДТП, в котором нет пострадавших, то этому водителю грозит штраф в размере 5 тысяч рублей либо лишение прав на 4-6 месяцев.

Напомним, что сейчас водителей, задержанных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, лишают водительских прав на 1,-1,5 года. За повторное нарушение пьяных водителей предусмотрен арест на 15 суток. Если в ДТП с участием пьяного водителя погиб один человек, то его лишают свободы сроком на 7 лет, а если погибли несколько человек – сроком на 9 лет.

Однако предприимчивость депутатов на этом не закончилась. Недавно они решили вернуть балльную систему, согласно которой водителей, набравших максимальное количество баллов, будут лишать водительских прав. Законопроект предусматривает начисление 1 балла за каждые 100 рублей наложенного на водителя штрафа. Если водитель наберет 200 баллов, то его лишат прав на 1 год. Если же лишенный прав водитель снова сел за руль, то его предлагается штрафовать на 10 тысяч рублей.

Представители ГИБДД считают, что если водитель нарушил правила дорожного движения, значит, он их не знает, а потому обязан сдавать в ГАИ экзамен на знание теоритической части ПДД. Поэтому они настаивают на том, чтобы переэкзаменовку перед получением назад водительских прав проходили все автовладельцы, лишенные удостоверений более чем на 1 год.

Однако в ДОБДД сейчас идет дискуссия по этому вопросу. Один вариант изменений 32 раздела КоАП РФ предлагает проводить переэкзаменовку только тех водителей, которых лишили удостоверения более чем на 12 месяцев, а другой - пересдачу теоритической части экзамена на знание ПДД для всех без исключения автовладельцев, лишенных водительских прав.

Таким образом, если законопроект будет принят, то в страну вернется норма, существовавшая в Советском Союзе, однако, несколько смягченная. В советские времена водителей переэкзаменовывали при восстановлении прав после 1 серьезного нарушения ПДД. Новая же редакция законопроекта предусматривает переэкзаменовку водителя после любого повторного нарушения правил дорожного движения.

Необходима ли переэкзаменовка для лишенных прав водителей?

Этот вопрос является весьма двояким. С одной стороны, такое ужесточение наказания за нарушение ПДД и совершение ДТП в пьяном виде является необходимым, так как известны случаи, когда пьяные водители, лишенные прав сроком на 20 и более лет, продолжают управлять автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Таких примеров немало отыщется в Архангельской области. Также такая мера отрезвит мозги и тех молодых автовладельцев, которым родители покупают не только средство передвижения, но и права. Они хотя бы выучат и сдадут теорию ПДД, чтобы вернуть свое удостоверение.

Сейчас же для возврата своих водительских прав лишенному их автовладельцу всего-то и нужно предъявить в ГАИ паспорт и медицинскую справку. Поэтому представители ГИБДД считают, что норма пересдачи теоритической части экзамена на знание ПДД в ГАИ заставит водителей задуматься над тем, стоит ли нарушать ПДД.

С другой стороны многие эксперты, правозащитники и водители считают, что данная мера усилит коррупционную составляющую в этой области, ведь зачастую страдают совсем невинные люди из-за некомпетентности или непомерной жажды наживы сотрудников ДПС. Излюбленной статьей таких гаишников является выезд на встречную полосу движения. Очень часто сотрудники ДПС расценивают даже разрешенный маневр как выезд на встречку. При этом водители оказываются абсолютно беззащитными перед нечистыми на руку гаишниками.

Поэтому водители и эксперты предлагают самим сотрудникам правоохранительных органов в присутствии независимых экспертов сдавать теоритическую часть экзамена на знание ПДД. Также водители считают, что теперь им в прямом смысле слова дорого встанет вернуть свои удостоверения. Они уверены, что теоритическую часть экзамена на знание правил дорожного движения можно будет успешно сдать только после дачи взятки. Большинство водителей уверены, что именно с этой целью и вводится такое ужесточение наказания за нарушение ПДД.

С одной стороны, эта инициатива хороша тем, что заставит вспомнить многих водителей правила дорожного движения. С другой стороны, при такой высокой коррумпированности в рядах сотрудников правоохранительных органов, навряд ли эта идея станет эффективной и будет исполнена именно в том виде, в котором она была задумана.

Ответ Управления ГИБДД по Архангелдьской области на запрос редакции "АВТОгазеты" (16 сентября 2013 года)

Материал вызвал бурное обсуждеие и споры на нашем сайте. Для прояснения ситуации еженедельник "АВТОгазета" направил запрос в Управление ГИБДД по Архангельской области, где нам пояснили следующее. По состоянию на 16 сентября 2013 года ситуация с "лишенцами" обстоит так. На сегодняшний день в силу не вступило постановление Правительства РФ, определяющее порядок выдачи водительских удостоверений гражданам, лишенным права управления транспортным средством. При подходе срока выдачи, документы выдаются в прежднем порядке, то есть без обязательства лишенного права управления лица сдавать какие либо экзамены на знания правил дорожного движения. Порядок измениться только с вступлением в силу Постановления Правительства, сроки которого на данный момент не определены.   

27 сентбря 2013 года еженедельник "АВТОгазета" запросил комментарий на тему сдачи теоритического экзамена на знания ПДД для "лишенцев". Информационный запрос газеты написан на имя начальнику главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. По закону о СМИ ведомство должно дать ответ в течении 10 дней. Ниже приводим текст запроса.

В редакцию газеты и на Интернет сайт издания (www.ag29.ru) поступают регулярные обращения граждан со всей страны по вопросу о сдаче теории ППД лицами, лишенными права управления транспортным средством.  В связи с этим просим ответить на следующие вопросы:

  1. Необходимо ли сдавать теоретический экзамен на знания ПДД, лицам которые были лишены права управления транспортным средством до 1 сентября 2013 года?
  2. Каков регламент сдачи теоретического экзамена?
  3. Почему в одних регионах лишенные права управления уже сдают экзамен (например, в Нижнем Тагиле) в других регламент выдачи водительских удостоверений остался прежним, то есть лишенные права управления при подходе срока выдачи водительского удостоверения просто забирают его без сдачи экзаменов (например, Архангельская область)

Последний ответ полученный на редакционный запрос еженедельника "АВТОгазета" от пресс-службы ГУОБДД МВД России: "На сегодняшний день процедура сдачи на права для граждан лишеных водительского удостоверения еще не определена, поэтому водительские удостоверения выдаются в обычном режиме, без экзаменов и других дополнительных испытаний"

Об отдельных случах сдачи теоретического экзамена в некоторых регионах России (в частности в Н. Тагиле) редакция сообщила в главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Ниже приводим полный текст ответа на запрос

МВД РОССИИ ПОДГОТОВЛЕН ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ О ПОРЯДКЕ ВОЗВРАТА ГРАЖДАНАМ ВОДИТЕЛЬСКИХ УДОСТОВЕРЕНИЙ
Министерством внутренних дел Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами». Проект опубликован на портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (regulation.gov.ru) и в настоящее время проходит необходимые процедуры согласования, после завершения которых будет внесен в Правительство Российской Федерации.
Подготовка данного нормативного правового акта связана с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 года № 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Проектом устанавливается порядок возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами.
При этом указанным порядком определяется место возврата водительского удостоверения, место проведения проверки знания Правил дорожного движения, временные интервалы проведения проверок, а также срок выдачи медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами в случае возврата водительского удостоверения лицам, подвергнутым административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверку планируется проводить аналогично теоретическому экзамену на получение права на управление транспортными средствами, исключив из него вопросы, не касающиеся Правил дорожного движения.

 

 

Аналитика
Joomla SEO powered by JoomSEF