Видеофиксация разговора водителей с сотрудниками ДПС

Печать

Видеорегистратор

История взаимоотношений водителей транспортных средств и инспекторов дорожного движения началась ещё в те далёкие двадцатые годы, когда на улицах городов подходил к концу многовековой период господства гужевого транспорта.

 В памяти многих читателей это время отмечено фактом попадания под лошадь небезызвестного героя Ильфа и Петрова - Остапа Бендера, о чём даже сообщила газета. А уж автомобильный транспорт был такой редкостью, что вышеозначенный комбинатор со своими компаньонами совершили длительное тысячекилометровое путешествие в южный Черноморск на легендарной «Антилопе-Гну» без какого-либо упоминания о наличии стражей порядка на пыльных грунтовых дорогах.

Но пришли годы индустриализации, в корне изменившие облик страны. На улицах городов, особенно больших, наблюдалось уже вполне оживлённое движение. Вполне привычной стала фигура регулировщика, направляющая потоки машин.

В последующие десятилетия сформировался значительный автопарк от малолитражек до «Белазов», развивалась и дорожно-постовая служба, призванная стоять на страже безопасности движения.

С начала 90-х годов и по настоящий момент произошли кардинальные изменения в автомобильном парке Российской Федерации. Наряду с новыми марками отечественных авто, рынок наполнили десятки импортных марок машин в миллионных количествах. Резко упал уровень владения транспортными средствами. Прежняя система воспитания водительского состава в многочисленных автоколоннах и автопредприятиях практически прекратила существование. Многие из шоферов с большим стажем не смогли приспособиться к новой жесткой рыночной системе. Значительную часть сидящих за рулём составляют молодые люди, не имеющие часто опыта поведения на дорогах. Всё это приводит к значительным осложнениям на российских трассах, качество которых, в основном, не улучшилось, а часто наоборот, притом, что нагрузка на автомобильную сеть страны стремительно растет. Зачастую в связи со сложившейся транспортной ситуацией, растет напряжённость в отношениях двух сторон, составляющих единое целое - процесс движения на дорогах, обеспечивающее жизнедеятельность общества.

«Инспекторы тоже благородные люди…»

Этими несколько видоизменёнными словами из знаменитого фильма «Берегись автомобиля» можно в какой-то степени охарактеризовать и положение стражей порядка на дорогах. Всё более осложняющаяся обстановка на автомагистралях, растущая критика в адрес сотрудников ГИБДД и ведомства в целом заставляет выступать с инициативами по урегулированию ситуации даже самые высокопоставленные инстанции.

По мнению руководящих инстанций, большинство работников ведомства честно исполняют свой профессиональный долг, несмотря на тяжёлые условия службы, низкую зарплату, ежедневный риск подвергнуться нападению со стороны уголовных и других антисоциальных элементов. Руководство ГИБДД готово к сотрудничеству с владельцами транспортных средств. В.Нилов посоветовал писать заявления в полицию для того, чтобы сотрудники органов правопорядка могли объективно оценить работу своих инспекторов. В частности, по Рязанскому управлению сейчас возбуждены уже 4 дела по взяткам, начальник областного УГИБДД А.Алфосов арестован за получение крупной суммы за выдачу «красивых номеров» и водительских удостоверений за деньги.

«Деточкины» - благородные люди»

Этой, ставшей нарицательной фамилией, из того же достославного рязановского фильма можно обозначить вторую сторону дорожно-транспортного процесса, несравненно большую всех инспекторов вместе взятых, - водителей всех видов транспорта. Рано или поздно каждый из них испытывает все «удовольствия» от общения с работниками ГИБДД. В целом у всего шофёрского состава настороженное отношение к «рыцарям» дорожного порядка. Сидящие за рулём авто, думается, отлично понимают, что если блюстители законности на транспортных магистралях «не сеют и не жнут», то у них какой-то иной метод оценки их работы вышестоящим начальством.

Ведь получают же они жалованье от государства на прожитие. И метод этот, скорее всего, связан с ними «бедолажными», когда они покорно останавливаются перед могущественной силой, таящейся в инспекторском полосатом жезле. И вылезая из легковушки (либо из бесконечной длины дальнобойного лайнера), подобно тому же Юрию Деточкину, водители, разводя руки, жалко улыбаясь, подходят к вершителю их судьбы на данный момент со словами: «Товарищ инспектор…». Жалкий водила подходит к представителю государственной власти, заранее чувствуя себя виноватым в силу наших давних приоритетов державы над отдельной личностью. Ведь в нашем подсознании до сих пор сидит усвоенный ещё далёкими предками постулат: «Государство - инструмент насилия». Поэтому слово «протокол», приводящее часто потенциального виновника в большое уныние, и есть тот вид продукции, обеспечивающий инспекторам жизнесуществование. А значит должен быть какой-то план по этим документам для вышестоящих органов, оценивающих их работу.

Поэтому тяжко идёт применение технических средств, в частности видеофиксации, установка их на авто для принятия впоследствии объективных решений в спорных вопросах. Есть мнение, что большинство инспекторов превышают свои полномочия, требуя срочно прекратить съёмку, иначе это будет расценено как невыполнение требований сотрудника полиции. Все требования инспекторов прекратить фото, видео или аудио-съёмку являются незаконными, это не запрещает ни один кодекс или законодательный акт. Поэтому водитель вправе записывать любой разговор с сотрудником ГИБДД, то, как он досматривает автомобиль и тому подобные случаи. Инспектор может лишь попросить проверяемого прекратить съёмку, но окончательное решение остаётся за водителем.

Имеются опасения, что попытки сохранить ведомственные интересы и ущемить права водителей и дальше будут предприниматься со стороны заинтересованных сил.

Так ставить или нет видеорегистраторы на авто?

Конечно, по возможности ставить. Но это лишь техническая мера, она не решит проблем, лежащих значительно глубже. По мнению одного из участников форума по проблемам правонарушений на дорогах, главе ГИБДД В.Нилову надо добиться, чтобы руководители не обременяли рядовых инспекторов ДПС выполнениями плановых заданий с целью выявления нарушений правил дорожного движения. Инспектор вынужден придираться к водителям для того, чтобы всеми правдами и неправдами за смену составить свои десять протоколов об административных нарушениях, что приводит к произволу в отношении рядовых водителей. Таким образом, без изменения этой системы все заверения о готовности сотрудничать с участниками дорожного движения, по крайней мере, неискренни.

Аналитика
Joomla SEO powered by JoomSEF