В России растет спрос на «премиальные» автомобили

Печать

Мнение аналитиков-экономистов по вопросу повторения мирового финансового кризиса, который в 2008-2009 годах захлестнул экономики всех наиболее передовых государств, включая Соединенные Штаты и страны Евросоюза, расходятся. Кто-то считает, кто кризис наконец-то миновал и в большинстве стран наметились устойчивые тенденции к росту экономики, кто-то считает, что мир и уж Европа - точно стоит на пороге ещё более серьёзных проблем финансового характера, вплоть до прекращения существования Евросоюза, как экономической зоны с единой валютой и прозрачностью границ. Нет единого мнения и на предмет перспектив развития экономики России.

Правда, говоря о России, ситуация вообще слабо поддаётся какому-либо прогнозу. Ярким показателем невозможности применения в нашей стране общепринятых во всех развитых странах принципов для анализа последствий всплесков и падений экономики, для того, чтобы смоделировать развитие событий в ближайшее время, является сектор продаж легковых автомобилей. 

Для любого сильного в экономическом плане государства, показатели уровня продаж автомобилей является хорошим индикатором общего благополучия его жителей. Однако Россия преподнесла автомобильному миру своеобразный сюрприз, вернее, даже загадку. За последние четыре года, в которые наиболее ярко наблюдались негативные последствия финансового кризиса, резко упала платежеспособность населения подавляющего большинства стран, показатели производства по всем отраслям промышленности значительно сократились, Россия отметилась стремительным ростом продаж легкового автотранспорта премиум-класса. 

По заключению аналитиков отечественного агентства «Автостат» в России, как никогда активно продаются автомобили самого дорогого из всех сегментов - «премиум». Причем, специалисты отмечают, что это не единовременный, разовый всплеск, а вполне долгосрочная, упрочившаяся за последние четыре года тенденция. По опубликованным данным агентства, ежемесячное количество проданных автомобилей представленных в России премиум-брендов практически вдвое перекрыло статистические показатели 2008 года. Тогда как по самым оптимистичным подсчётам российский автомобильный рынок в целом только к середине 2012 года достиг показателей докризисного периода. За весь 2012 год автомобилей, принадлежащих к сегменту «премиум», в России было продано на 63.5% больше в сравнении с 2008 годом. И такое положение вещей показательно для всего периода, начиная с середины осени 2008 года - продажи дорогих автомобилей растут стремительно, безусловно опережая общие темпы роста российского авторынка. 

Грандиозные показатели роста люксовых автомобилей

Выступая на прошедшей недавно конференции с названием: «Российский автомобильный рынок. Итоги и прогнозы», руководитель «Автостата» Сергей Целиков привёл конкретные показатели увеличения присутствия на отечественном рынке главных лидеров сегмента дорогих автомобилей. Как можно было догадаться, речь идёт об автомобильных гигантах из Германии - концернах Audi, BMW и Mercedes-Benz, которые за последний год увеличили продажи моделей своих автомобилей на 103%, 92% и 116% соответственно. Рост продаж автомобилей из Штутгарта вообще уникален - такого показателя Mercedes-Benz ещё никогда не добивался.

Что касается прочих автомобильных марок, традиционно относимых к одним из самых престижных, специалисты «Автостата» конкретных данных на конференции не приводили, однако из других источников известно, что по итогам прошлого 2012 года японские бренды Infiniti и Lexus официально реализовали в России более девяти и пятнадцати с половиной тысяч машин соответственно. Таким образом, рост продаж элитных японских автомобилей хоть и не такой ошеломляющий, но тоже достаточно уверенный, ведь для Infiniti рост составил 31%, а для Lexus - 14%. Отмечен и резкий рост продаж британских моделей внедорожников Land Rover, который за прошлый год составил почти 20%.

Прогнозы на ближайшее будущее

По мнению экспертов, российский потенциал для автомобилей премиум-брендов еще не исчерпан и, невзирая на наметившуюся стабилизацию, эта часть автомобильного рынка продолжит свой рост примерно на 15-25% в год. Специалист аналитического отдела «ВТБ Капитал» В. Беспалов полагает, что уверенное движение отечественного авторынка в сторону премиум-сегмента - явление долгосрочное. Как сказал эксперт в своём интервью новостному ресурсу «Газета.Ru»: «Это тенденция имеет долгосрочный характер, и в ближайшее время она будет продолжаться. Спрос на элитные автомобили в меньшей степени подвержен негативным влияниям экономического кризиса и весьма устойчив даже в наиболее острые его периоды. А с началом роста экономики страны, а также повышения условий жизни населения смещение покупательского спроса на автомобили премиум-класса станет ещё более ощутимо». В обоснование своих слов специалист приводит следующие данные. Бренды BMW и Mercedes-Benz занимали в России в 2012 году порядка 1.3% рынка, тогда как в целом по Европе эти цифры равнялись, соответственно, 6.4% и 5.3%. А в Германии, где спрос на машины национальных производителей самый высокий, эти бренды обладают более 10% рынка автомобилей на каждого. Приблизительно так же ситуация обстоит и у марки Audi, автомобили которой в Европе представлены почти в четыре раза больше, чем в России. Таким образом, потенциал для роста вполне обозрим. 

Такая позиция экспертов подтверждается и тем, что в ближайшее время на отечественный автомобильный рынок должна официально выйти еще одна премиальная марка - Acura. Автомобили этой марки пользуются повышенной популярностью в США, а в России до последнего времени продавались серыми дилерами. Планируется, что изначально Acura будет представлять в Российской Федерации три своих модели - кроссоверы MDX и RDX, а также седан TL. Чуть позже к ним добавится горячий суперкар NSX.

Главные причины успеха

Объяснения стремительному росту продаж автомобилей премиальных марок «Автостат» находит в значительном увеличении среди российских граждан довольно обеспеченных людей, обладающими доходами выше среднего уровня. Другой причиной стало появление в модельном ряду перечисленных автопроизводителей относительно доступных моделей. К подобным машинам можно отнести компактные модели Audi A1 и Q3, а также BMW 1-Series и кроссовер X1.

А вот что касается представителей автомобилей более низких сегментов рынка, то, как считают российские эксперты в сфере автоиндустрии, они вряд ли в ближайшие годы смогут всерьёз претендовать на потенциальных покупателей люксовых машин. Более вероятна обратная ситуация, когда владельцы автомобилей среднего сегмента, меняя свои автомобили, будут предпочитать премиум класс. Ведь даже в настоящее время, когда на рынке ощущается замедление продаж, в сегменте автомобилей класса люкс этот процесс практически незаметен. 

Руководитель одного из крупнейших дилерских центров бренда Hyundai - директор столичной компании «Авилон» М. Жмаков, в беседе всё с тем же интернет-ресурсом «Газета.Ru», объясняет стремление российских автолюбителей приобретать дорогие автомобили вполне банальными причинами. «Одна из основных причин, по которой отечественные потребители выбирают автомобили люкс класса в том, что в подавляющем числе случаев, это уже далеко не первый и не второй автомобиль в их жизни» - говорит Жмаков. «Очень мало клиентов остаётся приверженцами одного и того же бренда. Зачастую, начиная с недорогого автомобиля, автовладельцы «пересаживаются» или на машины большего класса, если это тот же самый массовый бренд, или переходят в сегмент на ступеньку выше» Другой немаловажной причиной руководитель дилерского центра южнокорейских автомобилей называет появление большого количества абсолютно новых моделей автомобилей в премиум-брендах. 

Кроме того, практически все эксперты соглашаются с тем, что признанные люксовые марки обладают более обширными ресурсами для привлечения клиентов. Так, например, практически все производители автомобилей элитных марок обладают большей маржинальной составляющей в цене на машину, что позволяет им регулярно устраивать специальные акции, предлагать выгодные условия по кредитованию, лизингу, привлекать клиентов серьёзными подарками и скидками. Очень редко какой-либо из массовых брендов позволит себе выпуск специальных серий определенной модели ограниченным тиражом, в целях привлечения новых клиентов. Немалую роль играет и неискоренимый менталитет российских покупателей, рассуждающих, что если уж покупать новый автомобиль, то он должен быть выше классом и дороже, чем у знакомого и соседа. При этом люди готовы идти на реальные ущемления семейного бюджета в пользу, например выплат по кредиту, при покупке дорогого автомобиля.

29 регион

Стоит отметить, что на периферии «перекос» в сторону продаж дорогих автомобилей не так очевиден, как в крупных мегаполисах страны. Например, описанная выше тенденция для Архангельской области отчасти характерна только для областного центра. Правда и в Архангельске такого бурного роста продаж премиальных автомобилей не наблюдается. Так, все люксовые марки автомобилей германского производства увеличили свои продажи на уровне, сопоставимом с остальными брендами. Небольшой отрыв характерен, разве что всё для того же концерна Mercedes-Benz, который в 2012 году увеличил продажи своих машин по сравнению с предыдущим годом на 31%.

Аналитика
Joomla SEO powered by JoomSEF