Насколько безопасны ремни безопасности?

Печать

По опубликованным Государственной автоинспекции данным, порядка трети всех водителей в России игнорируют требования ПДД о необходимости пристёгивания ремнями безопасности. Эти показатели получены в результате крупномасштабной социальной акции, инициированной ГАИ МВД РФ, поддерживаемой Союзом автостраховщиков России и общественного объединения «Движение без опасности».

 Как показали опросы автолюбителей, основной причиной умышленного не пристёгивания ремнями безопасности являются многочисленные мифы, ходящие между автовладельцами, говорящие о якобы неэффективности пользования ремнями безопасности. Мало того, некоторые водители полностью убеждены, что пристегнувшись ремнём безопасности, в момент ДТП можно получить больше травм и повреждений, нежели оставаться не пристёгнутым, а также, не сумев отстегнуться, сгореть во вспыхнувшем автомобиле. 

В рамках проведенной акции на официальном сайте ГАИ был проведён опрос, целью которого ставилось опровержение заблуждения по поводу ремней безопасности. Голосование проходило в течение недели, за которую мнения высказали почти 40 тысяч человек. За основу были взяты три наиболее популярных мифа о ремнях безопасности: «ремни не нужны, если машина оборудована подушками безопасности»; «в городе пристёгиваться необязательно»; «на время коротких поездок ремнями можно не пользоваться». Полученные данные показали, что почти треть от принявших участие в опросе респондентов верят в различные заблуждения, связанные с применением ремней безопасности.

Так, лишь 67% опрошенных всегда пристёгиваются ремнями безопасности при езде по городу, 26% считают, что можно не пристегиваться при передвижении на небольшой скорости, а 7% определяют, пристегиваться им или нет, исходя из плотности потока движения. При наличии подушек безопасности пользуются ремнями только 83% опрошенных, для 11% участников опроса определяющим фактором для пристёгивания ремнём является скорость движения, а 6% вообще искренне считают, что наличие в машине подушек безопасности исключает необходимость пользования ремнями.

Экспертные данные указывают на то, что агрессивный стиль управления автомобилем способствует наличию высокой вероятности риска попасть в ДТП уже на первом повороте. Но речь не идет о том, что аккуратные и осторожные водители могут не пристегиваться. Использовать ремни должны все. Речь ведётся о том, в каких случаях возрастает степень риска. По статическим данным, подавляющая часть аварий, происходящих во всём мире, случается на расстоянии, не превышающем 15 километров от дома водителя. Однако известны и такие случаи ДТП, когда люди попадали в аварию уже после 10 метров начала движения. 

Немного статистики

Так, как же обстоят дела на самом деле и всегда ли нужно использовать ремни безопасности при езде на автомобиле? Автомобильный ремень безопасности является средством пассивной безопасности как для водителя, так и для пассажиров машины. Эффективность применения ремней для предотвращения и уменьшения тяжести ранений при дорожных происшествиях подтверждается многолетней статистикой и многочисленными опытами, проводимыми в самых серьёзных лабораториях. Использование ремней безопасности предотвращает случаи смертельных травм и повреждений в 75 авариях из 100. Основная задача ремней безопасности в удержании водителя и пассажира на его месте в момент аварии или при экстренном торможении. Пристегнувшись ремнём, человек защищает себя от ударов об внутрисалонные элементы автомобиля, а также уберегает себя от вылета из салона при сильной аварии.

В какой степени опасно быть не пристегнутым во время столкновения автомобиля, наглядно показывает следующая аналогия: лобовой удар ведёт к повреждениям, равносильным при падении человека на твердую поверхность с разной высоты. На скорости в 40 км/ч этот показатель равен высоте в 6.3 м, при 60 км/ч - 14 метров, на 80 км/ч - 25 метров. Тем, кто при столкновении пристегнут ремнями, помогают деформирующиеся элементы кузова автомобиля, гасящие кинетическую энергию, возникающую при столкновении. Конечно, чем выше скорость машины, тем меньше шансов получить повреждения и у пристёгнутого водителя, однако даже на высоких скоростях риск серьёзно травмироваться, будучи пристёгнутым, меньше в 2 раза меньше.

Помимо скорости движения при аварии, степень эффективности ремней безопасности зависит от двух факторов: в какой части салона располагается человек в момент ДТП и вида самой аварии - фронтального или бокового удара, опрокидывания, удара сзади. При фронтальном ударе использование ремней снижает вероятность смерти водителя в 2.3 раза, при ударе сбоку - в 1.8 раз, в случае опрокидывании – шансы погибнуть у водителя минимальны. Стоит иметь в виду, что, как правило, водитель травмируется не так тяжело, как пассажир, сидящий на переднем кресле рядом с ним. Причиной такого является то, что водитель замечает опасность раньше, и, видя неизбежность аварии, принимает определённые меры, например, группируется, прижимаясь к рулю или инстинктивно выставляя под удар правый борт автомобиля. Травмы, получаемые человеком при опрокидывании во много раз серьёзнее, если он не пристегнут ремнём.

Весьма показательны и следующие данные статистики. Согласно проводимым исследованиям, пристёгивание ремнями безопасности уменьшает риск гибели в аварии пассажира переднего сиденья и водителя почти в два раза, для пассажиров задних мест - до 25%.

Хронология аварии при столкновении

При столкновении автомобиля, движущегося на скорости 80 км/ч с неподвижным препятствием события развиваются приблизительно следующим образом. Уже через 0.026 секунды с момента удара, происходит сдавливание бампера; движение машины останавливает сила, превышающая в тридцать раз её вес. При этом автомобиль останавливается на линии расположения передних кресел, в то время как пассажиры, сидящие в салоне и не пристегнутые ремнями, продолжают движение на той же скорости в 80 км/ч. Через 0.039 секунды кресло водителя вместе с сидящим в нём совершает стремительное движение на 15 см вперёд. Спустя 0.045 секунды не пристёгнутый водитель ломает грудной клеткой руль. Затем скорость автомобиля резко падает до той степени, что на водителя и пассажиров начинает воздействовать сила, равная 80-кратному их собственному весу, водитель ударяется о приборный щиток с силой в 9 тонн. Водитель и передний пассажир головами врезаются в ветровое стекло, нанося себе смертельные травмы. Сидящий на заднем сиденье за водителем пассажир, если он не пристегнут, оказывается на одном уровне с водителем, нанося ему очередной удар, получая одновременно смертельные травмы.

Немного истории

Принято считать, что ремни безопасности – изобретение конструкторов шведского Volvo, однако на самом деле впервые патент на ремни безопасности выдан в 1885 году в США. В начале нового столетия ремнями безопасности стали оборудовать спортивные автомобили для автогонок в Америке. Но, чтобы ремни стали устанавливаться на серийные автомобили, потребовалось более трёх десятков лет, с момента первых применений ремней безопасности. И вот здесь-то упоминание о концерне Volvo будет уместно, поскольку в середине ХХ века ремнями стали оборудовать некоторые модели авто из Швеции. С 1957 году использование ремней безопасности в Швеции вводится, как официальное требование для выпускаемых машин. Четырьмя годами позже подобное предписание появилось на территории американского штата Висконсин в США, а с апреля 1970 года установка ремней для передних кресел новых машин стала обязательным требованием во Франции. В Советском Союзе повсеместное и обязательное применение этого элемента безопасности для легковых автомобилей введено 1 апреля 1975 года.

С момента своего появления и до настоящего времени, ремни безопасности успели эволюционировать. Сегодня выделяют двух-, трёх- и многоточечные ремни, автоматические и ручные. Наиболее эффективные устройства оснащаются преднатяжителями, которые обеспечивают реагирование на замедление автомобиля в аварийном порядке, притягивая пристёгнутых седоков к спинкам кресел, исключая дальнейшее продвижения водителя и пассажиров по инерции вперед и значительно снижая опасность получения травм, наносимых рулевой колонкой, передней панелью и прочими элементами кузова.

Правосознательные водители живут на севере России

Говоря про Архангельскую область, можно отметить, что этот регион не относится к числу регионов, где водители и пассажиры массово игнорируют требования Правил и не пристёгиваются ремнями безопасности. От общего числа нарушений ПДД, допущенных водителями на территории Архангельской области в первом квартале 2013 года, не использование ремней безопасности составляет порядка 5% от общего числа допущенных нарушений.

В сравнении, например, с другими регионами страны, этот показатель один из самых незначительных. Вообще, анализируя отношение автолюбителей к требованию пристёгиваться ремнями, складывается любопытная картина.

Чем южнее располагается тот или иной регион, тем большее количество водителей наплевательски относятся к своей безопасности и регулярно не пристёгиваются ремнями. Так, в Краснодарском и Ставропольском краях, Дагестане и некоторых других регионах юга России, не пристёгиваются ремнями безопасности почти половина водителей.

 

Аналитика
Joomla SEO powered by JoomSEF