Рост импорта автомобилей: плюсы и минусы

Печать
Согласно данным Федеральной Таможенной Службы, импорт легковых автомобилей из дальнего и ближнего зарубежья с начала текущего года по сегодняшний день вырос практически в два раза по сравнению с тем же периодом прошлого года.

«Понаехали»

Импортные автомобили плотным потоком хлынули через заградительные таможенные барьеры в нашу страну. Но, как оказалось, почти в полтора раза увеличился также и экспорт отечественных автомобилей. Цифры гласят о том, что за семь месяцев текущего года было ввезено автомобилей на общую сумму в 8,5 миллиардов долларов США. Из них большая часть (около 80%) приходится на европейских экспортеров. И лишь оставшиеся 20 процентов - страны СНГ.
Что касается экспорта отечественного товара, то наших автомобилей было вывезено в страны дальнего зарубежья на общую сумму 23,5 миллионов долларов США, а в соседние страны - на сумму 170 миллионов долларов США. Вырисовывается такая картина: мы являемся одним из самых больших импортеров автомобилей для Европы и самым большим экспортером для стран СНГ.
Это дает почву для будущих прогнозов. Так, эксперты Ассоциации Европейского Бизнеса подсчитали, что реализация новых автомобилей в России увеличилась на 50% с начала текущего года по сравнению с прошлогодними показателями. Причем девять из десяти реализуемых автомобилей отечественного производства или иномарки совместной сборки на территории России.
Согласно смелому прогнозу экспертов Ассоциации Европейского Бизнеса, уже к концу этого года продажи легковых автомобилей составят 2,5 миллионов штук. Это означает, что в скором времени Россия может занять лидирующие позиции на мировом рынке. Однако эти прогнозы несколько противоречат тому, что мы с вами наблюдаем. Неуклонный импорт автомобилей и, соответственно, реализация импортных авто не укладываются в общую концепцию АЕБ.
Как сообщают эксперты, реализация импортных автомобилей увеличилась на 60%, а это означает спад продаж автомобилей отечественного производства. Если такая тенденция будет неуклонно расти, то в конечном итоге российский автопром может сесть на мель, что совершенно недопустимо в условиях его длительной всесторонней стимуляции со стороны государства: заградительные пошлины на импорт автомобилей, программа утилизации автохлама, автокредитование, выделение денежных средств из государственного бюджета. Неужели все эти усилия окажутся неоправданными в условиях резкого роста импорта автомобилей?

Рост импорта автомобилей, плюсы

Безусловным плюсом роста импорта автомобилей является тот факт, что происходит насыщение внутреннего рынка. Если на импортные иномарки есть спрос, значит автовладелец способен позволить себе такой автомобиль.
Лидером продаж среди импортных авто оказался бренд Chevrolet, который увеличил свои показатели за семь месяцев текущего года на 60%. Второе место досталось марке Renault, которая за этот же период показала рост на 55%. Третье место поделили Kia и Hyundai, увеличившие свои продажи на 50%. За ними идут Nissan, Toyota, Ford, Volkswagen и Daewoo. Замыкают десятку BMW и Mercedes, а вот Audi и Volvo, как ни странно, оказались аутсайдерами.
Если население страны ощущает потребность в автомобилях премиум класса, почему бы и нет? Рынок призван удовлетворять эти потребности. К тому же программа утилизации плавно подходит к своему логическому завершению, а это значит, что скоро фокус сместится с отечественных бюджетных автомобилей на иномарки. Покупатель понимает, что отечественному автопрому пока нечем удивлять его, а потому стремится ко всему заморскому.

Рост импорта автомобилей, минусы

Как отмечают эксперты, АвтоВАЗ, доселе показывающий наиболее высокие показатели, постепенно сдает свои позиции. Во-первых, это связано с завершением программы утилизации старых автомобилей. Во-вторых, импорт европейских автомобилей также оказывает свое влияние. В этом-то и самый большой минус.
И хотя спад продаж показывает только 3%, эксперты уже обеспокоены. Они считают, что если импорт иномарок и дальше будет прогрессировать, то обратно пропорционально ему будет падать и реализация отечественных автомобилей. В этом есть своя правда. Однако не стоит паниковать, ведь по итогам семимесячного периода рост продаж АвтоВАЗа увеличился на 25% по сравнению с прошлогодним периодом.
Бестселлерами по-прежнему остаются Lada Kalina, Lada Priora и Lada Samara. Среди иномарок, собранных на территории России, первенство остается за Renault Logan. На втором месте Hyundai Solaris. Почетное третье место досталось марке Ford Focus. Замыкают пятерку Daewoo Nexia и Kia Rio. Но даже к ним интерес российского автолюбителя постепенно падает. Это может грозить полным спадом продаж на внутреннем рынке. Единственным спасением тогда может стать только экспорт в соседние страны.
Казалось бы, такое положительное явление, как импорт зарубежных автомобилей, может стать самым большим тормозом отечественной автомобильной индустрии. Дела у российского автопрома, мягко говоря, идут неважно, а тут еще наплыв иномарок. Может статься, что при таком раскладе отечественный автопром опять встанет. Ситуацию усугубляет постоянный рост цен на сырье, в частности, лист металлопроката, что закладывается в конечной стоимости продукта.
Это означает, что цены на свою продукцию будут неуклонно расти. А тут еще завершение программы утилизации, которое никак не выгодно отечественным производителям. Да и иномарки прут сквозь таможенную заставу. Представьте сами, если выставить в автосалоне наш автомобиль и иномарку, кто соберет больше взглядов? Ответ очевиден.
Все-таки знает наш автолюбитель толк в хороших автомобилях. Как ни крути, а решать проблему отечественного автопрома нужно и как можно скорее, а не винить в этом импортные автомобили. Пока мы не научимся создавать аналоги европейским и японским автомобилям, не уступающие по качеству, но подогревающие ценой, ситуация на рынке не изменится. Пока нет достойного отечественного конкурента иномаркам, их импорт будет расти, и вместе с ним будет расти реальная угроза кризиса российского автопрома.
Аналитика
Joomla SEO powered by JoomSEF