Интеллектуальные транспортные системы в крупных российских городах

Печать
Появилась информация о принципе работы интеллектуальной системы управления транспортом, которую в ближайшие годы собираются внедрять в России. Пока же этот проект находится в экспериментальном режиме. Система российских светофоров давно уже устарела и подлежит полной замене на более современную. И большую роль в этом призвана сыграть российская спутниковая система ГЛОНАСС, которой будет оборудован общественный транспорт.

Проблема пробок будет решена?

Власти российских регионов надеются на скорое решение злободневной проблемы пробок. Свои надежды они связывают с внедрением интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которая должна будет собирать данные о загруженности трафика на тех или иных участках города и передавать их на информационное табло, оповещая, таким образом, водителей о пробках, а также об объездных путях, пропускная способность которых максимальна. Информационные табло постоянно будут оповещать водителей о заторах на дорогах, путях их объезда и наличии свободных мест на парковках.
Сейчас опробация системы производится в Москве, где до конца текущего года планируется установить 46 таких табло. Кроме того, планируется оснащение общественного транспорта системой ГЛОНАСС. Частные пассажирские компании также должны будут оснастить свой транспорт российской спутниковой системой.
Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, уже во многих крупных региональных центрах действуют комплексы фотовидеофиксации, часть из которых установлена на выделенных полосах для общественного транспорта. Это делается для того, чтобы узнать какое количество нарушителей препятствует свободному передвижению общественного транспорта. Каждое устройство способно зафиксировать порядка 500 таких нарушений. Пока идет просто отработка системы в тестовом режиме, и уведомления о штрафах водителям не рассылаются. Но после введения системы в эксплуатацию каждому нарушителю будет отправляться сообщение об уплате штрафа.
Сейчас сумма штрафа за выезд на выделенную полосу для общественного транспорта составляет 300 рублей. С 1 июля 2012 года размер штрафа будет увеличен до 3-5 тысяч в Москве и Санкт-Петербурге и 1 тысячи в регионах. Таким образом, власти надеются не только призвать автовладельцев к дисциплине, но и существенно пополнить государственную казну. Ведь, если уже сейчас начать собирать штрафы по показаниям фотовидеофиксаторов, то доходы в бюджет будут составлять ежедневно около 2 миллионов, а с увеличением суммы штрафа порядка 20 миллионов рублей.
Это, по мнению чиновников, поможет решить еще одну проблему дорожной отрасли - недофинансирование. По их подсчетам, чтобы компенсировать недостаток финансирования транспортной отрасли с прошлых лет и по сей день, понадобится еще 7-8 лет, чтобы выйти на желаемые результаты. Таким образом, система наложения штрафов по результатам фотовидеофиксации поможет в какой-то мере справиться с финансовыми трудностями отрасли. Другое предназначение этой системы в том, чтобы отбить желание нарушителей выезжать на «выделенку», что в свою очередь упорядочит поток машин и движение на дорогах, уменьшая количество пробок и заторов.
Принцип работы ИТС.
Внедрение интеллектуальной транспортной системы рассчитано на 3 этапа. На первом этапе идет установка информационных табло и камер фотовидеофиксации, оснащение общественного транспорта системой ГЛОНАСС, а также проектирование и создание автоматизированной системы управления внедряемыми техническими средствами, которые в свою очередь должны организовать упорядоченность дорожного движения. В полном масштабе к концу текущего года ИТС должна заработать пока только на МКАДе в Москве.
На втором этапе программы, рассчитанном на 2012 год, планируется создать единые диспетчерские службы в столице и регионах, а также обеспечить информационными табло и средствами фотовидеофиксации максимальное количество территории. Будут установлены современные детекторы транспорта.
Третий этап, приходящийся на 2013 год, должен завершить внедрение ИТС. На этом этапе планируется существенное обновление парка общественного транспорта. Появятся автобусы нового поколения на дорогах городов. Так называемые экспресс-автобусы большой вместимости, оснащенные двигателями стандарта Евро-4. Появятся и «умные» светофоры, которые будут сами подстраиваться под ситуацию на дороге. Светофоры с элементами адаптивного регулирования заимствованы из зарубежной системы ИТС. Они автоматически переключают цвета в зависимости от ситуации на основе полученных данных о трафике.
Внедрение ИТС будет проходить под строгим контролем российских и зарубежных экспертов. Так как система взята из зарубежного опыта, который давно и успешно применяется в Японии, США и Европе, то ее необходимо адаптировать под российскую концепцию дорожно-транспортной системы. Наша система должна быть полностью совместимой с европейскими аналогами, поэтому были заключены соглашения с мировыми лидерами в области ИТС: США, Великобританией, Израилем, Европой, Финляндией и Швецией. Это необходимо еще и для плодотворного внедрения российской спутниковой системы ГЛОНАСС на мировом рынке.

Возможно ли внедрение ИТС в крупных российских городах?

Чиновники с гордостью уверяют, что некоторые элементы ИТС уже несколько лет действуют в Казани, Владивостоке, Сочи и Дубне. Это так называемые пилотные регионы. После завершения внедрения ИТС в столице, то есть примерно через 3-4 года, эта программа будет распространяться и на другие регионы страны. Таким образом, к 2020 году, вся территория России должна быть охвачена интеллектуальной транспортной системой.
Но это все планы и мечты. Эксперты же скептически относятся даже к самой идее внедрения ИТС в Москве. Во-первых, нет развитой инфраструктуры дорог даже в самой столице, готовой к внедрению ИТС. Для полноценной функциональности этой системы необходимо большое количество всевозможных датчиков, которые имплантируются в дорожное покрытие и боковые панели, чтобы анализировать загруженность магистралей. Все эти датчики сообщаются между собой, в результате чего образуется единая сеть, которая способна отслеживать передвижение транспорта по городу. Если же в каких-то районах эти датчики будут установлены, а в остальных нет, то смысл программы теряется.
Другой вопрос - состояние российских дорог. И, прежде всего, это касается регионов. Если в столице дороги более-менее пригодные, то про остальные российские города можно просто молчать. Состояние дорожного покрытия настолько плачевно, что они не пригодны даже для передвижения транспорта. Одним из таких регионов является Архангельская область, которая год от года входит в пятерку регионов с опасными для жизни дорогами. Пока дороги этого региона не будут приведены в надлежащий вид, ни о какой ИТС говорить нельзя. То же самое касается и других областей страны.
Кроме того, многие перекрестки в крупных российских городах, включая столицу, не соответствуют международным стандартам. Дополнительные полосы направо у нас начинаются не за 70 метров до перекрестка, как это положено, а всего за пару метров. Поэтому «умные» светофоры не смогут помочь упорядочению дорожного движения. К такому же мнению пришли и инженеры-проектировщики японской компании по внедрению ИТС. Месяц они детально изучали ситуацию на дорогах и развязках столицы и пришли к выводу, что ИТС не поможет справиться с ситуацией в Москве, и даже если бы их попросили взяться за это дело, то они все равно бы отказались. Что уже говорить об остальных российских городах?
Еще одно препятствие - отсутствие культуры вождения наших автовладельцев, которые могут выехать на встречку или «выделенку», припарковаться посреди дороги, перекрыв движение. Здесь ИТС просто бессильна, даже если все светофоры и датчики будут работать правильно. Необходима связь не только между всеми устройствами системы, но с человеческим фактором. За всем этим мероприятием должен стоять строгий контроль со стороны государства и правоохранительных органов. А пока этого нет, то и невозможно распространение ИТС на российские города и регионы.
Joomla SEO powered by JoomSEF