Эксплуатация аккумулятора в зимних условиях

Печать

Мало кто осведомлен о том, что при изменении температуры от + 25°С до -40°С вязкость электролита плотностью 1,28 г/см3 увеличивается в 13 раз. Понижение температуры приводит к резкому замедлению диффузии кислоты в поры пластин-электродов. Результат - резкое падение емкости, снижение разрядного напряжения, уменьшение величины тока.

При низких температурах из-за увеличения вязкости моторного масла, ухудшения условий воспламенения топлива мощность, потребляемая стартером, возрастает в 2-3 раза, а время пуска холодного двигателя в сравнении с прогретым увеличивается в 10-20 раз.
Так, при температуре электролита -10°С емкость батареи составляет 80% номинальной; при -20°С - 66%, при -30°С - 50% и при -40°С только 32% того, что она способна выдать в теплом состоянии.
Таким образом, если температура электролита снизилась до - 40°С, аккумулятор заряжен как бы всего на треть. Во время движения автомобиля при подзарядке аккумулятора температура электролита растет и в длительной поездке даже зимой достигает плюсовых значений. Для поддержания благоприятного теплового режима в условиях холодного климата крайне желательно утепление батареи.
Очень простой и доступный способ - размещение батареи в теплоизолирующем (утепленном) контейнере, где в качестве утеплителя может применяться войлок, стекловата, поролон, пенопласт и т.п. - любой подручный материал.
Кстати, вы никогда не задумывались над смыслом одной из рекомендаций по пуску двигателя в мороз? Я имею в виду включение фар на 10-15 секунд до начала работы стартера. А именно таким образом чуть-чуть разогревается, расшевеливается слой электролита непосредственно вблизи пластин внутри аккумуляторной батареи. И если даже такая мера позволяет в первые секунды пуска получить от батареи чуть больший ток, то уж в эффективности утепления аккумулятора сомневаться не приходится. Скептики скажут: «Если аккумулятор хороший - он крутит стартер, а «мертвому» не помогут и припарки». Это верно, но только отчасти. Зачем терять 50-60% емкости впустую, зачем без нужды рисковать: заведется - не заведется? Ведь если утром температура электролита в аккумуляторе составит - 10°С, а не - 30°С, ваши шансы возрастут вдвое, и вам не придется искать стартерные провода или толстую веревку для буксировки.
Утеплив как следует аккумулятор, вы заметно сократите время, необходимое для полного заряда батареи. Помните о резком увеличении вязкости электролита в мороз? Именно поэтому промороженный аккумулятор очень плохо принимает зарядку от генератора. Хронический недозаряд батареи приводит к тому, что в один не очень прекрасный момент стартер отказывается проворачивать двигатель. Зимой полезно постоянно контролировать необходимость включения электропотребителей. Остановились на светофоре - выключите ближний свет до начала движения, не держите без нужды ногу на педали тормоза. На холостых оборотах идет интенсивный разряд батарей у автомобилей тех водителей, которые любят ездить с полной «иллюминацией», с полностью включенными фарами и т.д.
Забота об обеспечении положительного баланса электроэнергии во время движения автомобиля, меры по утеплению аккумуляторной батареи и моторного отсека в целом избавят вас от многих серьезных проблем во время зимней эксплуатации автомобиля.

Эксплуатация
Joomla SEO powered by JoomSEF