-
Водителям пока не стоит спешить менять зимнюю резину на летнюю. Действительно, погода этой весной переменчива: ночь может сыпать снег, а днем на улице уже до +6ºС. Как тут разобраться - когда отправляться в шиномонтаж?
-
Специалисты советуют менять шины на летние, когда среднесуточная температура перевалила отметку +5-7ºС. Раньше опасно, по утреннему ледку можно запросто улететь в кювет. Позже - неразумно, на сухой и теплой дороге зимние шины быстрее изнашиваются.
-
Здесь было бы уместно провести аналогию с обувью. Представьте себе сапоги, в которых человек проходил всю зиму. Сапоги, которые по нескольку раз в день терпели перепад температур в диапазоне от -20 на улице до +25 градусов в помещении, которые, несмотря на обувные кремы и ежедневный «душ», покрывались белыми разводами от солей, растворенных в снежной каше. Подошву сапог, как термиты дерево, ежедневно разъедали противогололедные реагенты.
-
Если для зимней обуви весна - это время «ухода на пенсию» (ее ждет либо помойка, либо дачный участок), то для автомобиля - это просто очередная смена сезонов. Только машина стала старше на одну зиму больше, мотор пополнил копилку своего опыта очередной порцией экстремальных утренних запусков, салон впитал в себя несколько литров грязного талого снега, а покрышки в неравном бою со льдом, снегом и колдобинами, растеряли шипы и теперь радостно касаются сухого асфальта своим щербатым телом.
Зачем менять зимнюю резину на летнюю?
-
Все известные производители делят автошины на летние и зимние и, исходя из этого, выстраивают на своих заводах технологический процесс. Поэтому не удивляйтесь, если в конце зимы вы не можете найти нестандартный размер зимней шины, а под занавес лета - летней. Контрактные поставки зимних автошин производятся с июля по декабрь, летних - с января по июнь.
-
Летние автошины из-за специальных добавок в состав резиновой смеси на жаре не «плывут» и меньше изнашиваются. Зимние на морозе не «дубеют», остаются эластичными к ударам.
-
В летних и зимних шинах используется разные сорта резины. Зимние шины мягче, и если на них ездит летом, вы просто добьетесь ее непригодности в будущем.
-
Летняя резина тверже, одно из ее свойств - в мороз практически полностью исчезает сцепление с дорожным покрытием. У зимней и летней резины разный рисунок протектора.
Стоит ли обновить покрышки?
-
По ГОСТу, которым руководствуются в ГИБДД при проведении техосмотра, высота рисунка протектора шин у легковых автомобилей должна быть не менее 1,6 мм. Однако, эксперты по безопасности рекомендуют менять резину на новую, если протектор на летних покрышках стерся до 2 мм (на зимних - до 4 мм). Если собрались менять покрышки на новые - меняйте все сразу. Не стоит следовать советам - менять шины лишь на ведущих колесах (передних или задних, в зависимости от типа привода). Автомобиль, обутый в разнотипные шины, резко теряет устойчивость на дороге. И конечно, меняйте шину, если заметили на ее поверхности вздутия, порезы, сквозь которые видно корд.
Нужен ли второй комплект дисков?
-
Эксперты оставляют это на усмотрение автовладельцев. От перебортирования резиновые покрышки никак не страдают. Разве что шины на дисках удобнее хранить - в горизонтальном положении стопочкой, в то время как покрышки без дисков рекомендуется устанавливать вертикально. Кроме того, имея два комплекта колес с дисками, можно сэкономить на услугах шинников, самостоятельно переставив шины в гараже. Однако через пару лет все равно придется ехать на поклон в шинный центр - покрышки, как правило, не служат дольше двух-трех сезонов без потери потребительских свойств. Так что экономия выйдет мизерная.
Обозначения шин
Практически все, что Вам нужно знать о шине, нанесено на ее боковую поверхность. Если Вы посмотрите боковину любой шины, то обнаружите там буквенно-цифровой код, который может выглядеть, например, так: 175/70 R14 84Q
-
Каждая буква и цифра заключают в себе важную информацию, позволяющую определить, подходит ли данная шина к Вашему автомобилю. Надписи на шинах, с точки зрения автолюбителя, можно разделить на основные и информационные.
-
Основные надписи выполняют крупным рельефным шрифтом и сообщают потребителю следующую информацию: название фирмы-изготовителя, модель шины, размер, тип шины, индексы скорости и грузоподъемности. Например: Michelin 175/70 R13 80S STEEL RADIAL TUBELESS обозначает, что шина выпущена фирмой «Michelin»; ширина профиля шины 175 мм; отношение высоты шины к ширине 70%; шина радиальная («R») и («Radial»); диаметр обода 13 дюймов; индекс грузоподъемности 80, максимально допустимая нагрузка 450 кг; S - индекс допустимой скорости, в данном случае 180 км/час; STEEL - шина с металлокордом; TUBLESS - бескамерная. Если шина камерная, то вместо слова TUBLESS наносят слово TUBE или TUBE TYPE. Если отсутствует число в знаменателе дроби, то отношение высоты шины к ширине 80%.
-
В некоторых случаях перед буквенно-цифровым кодом приводятся дополнительные буквы, обозначающие тип автомобиля, для которого предназначена шина. Так, буква «Р» ставится на шинах, предназначенных для легковых (Passenger), а «LT» - малых коммерческих (Light Trucks) автомобилей.
-
Дата производства обозначается четырьмя (или тремя) цифрами: первые две - неделя года (в году 52 недели), вторая (вторые две) - год. Например: «2311» означает «23-я неделя 2011 года»; а «199» - «19-я неделя 1999-го».
-
Разберемся с индексами допустимой скорости. Они, как указывалось выше, буквенные, а именно: L - 120 км/ч; М - 130; N - 140; Р - 150; Q - 160; R - 170; S - 180; Т - 190; Н - 210; V - 240 и W - 270 км/ч. Индексы скорости ставятся сразу после индекса грузоподъемности. Если индекса скорости нет, то допустимая скорость не превышает 150 км/час. Индексы грузоподъемности цифровые. Чем больше число индекса, тем больше грузоподъемность - «72» - 355 кг; «76» - 400 кг; «82» - 475 кг; «84» - 500 кг; «95» - 650 кг.
-
Важно также помнить, что написание обозначения характеристик шин могут несколько отличаться от приведенного выше примера у разных производителей вследствие различных подходов к сертификации.
Как отличить качественный товар от некачественного?
-
1. Обращайте внимание на цвет маркировки сбоку шины. Красным и белым цветами показаны самые проблемные участки резины. Благодаря этому мастерам на шиномонтаже будет проще работать.
-
2. Посмотрите на внешний вид резины. Убедитесь, что она новая, и не имеет никаких потертостей. Желательно приобретать шины так, чтобы товар, у которого партия и дата выпуска одинаковы, были на одной оси.
-
Бывает, в магазине с прошлого года лежит резина. Да, в свое время ее можно было эксплуатировать. Однако есть вероятность, что в холодное время года она замерзала на раскладке, весной она находилась под дождем, летом же - пеклась на солнце. И так могло продолжаться несколько лет.
-
Считается, что если шина неправильно хранилась, то за год ее свойства станут хуже где-то на 20-30%. Именно поэтому желательно покупать только «свежие» покрышки.
-
3. Следующее, на что нужно обратить внимание - это рисунок протектора. Он считается визитной карточкой изготовителя. Этот показатель играет большую роль. От него зависит, хорошее ли будет сцепление у этих шин.
-
4. Далее проверьте индекс нагрузки. Первые две цифры говорят о том, какая нагрузка допускается на одно колесо. За ними следуют одна или пара букв. Они свидетельствуют о максимальной скорости.
-
К примеру, на резине за типоразмером 19570 R15 стоит маркировка 90V. 90 - означает нагрузку на колесо, она равна 600 кг. Буква «V» говорит о самой большой скорости - 240 км/ч.
Эксплуатируем правильно
-
1. Давление воздуха в шинах должно быть отмечено как в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля, так и маркировано на вашем автомобиле. Значение давления относится к холодным шинам, оно не должно опускаться ниже. Шины в нагретом состоянии, например, в результате езды имеют повышенное давление. Никогда не выпускайте воздух из нагретых шин, иначе давление упадет ниже нормы.
-
Необходимо проверять давление в шинах в их холодном состоянии каждые две недели. Не забывайте проверять давление и в запасном колесе. Если давление слишком низкое, то шина начинает нагреваться и может получить внутренние повреждения. Скрытые повреждения шины исправить обычно никто не успевает.
-
2. Наезжайте на бордюры тротуаров медленно и по возможности под прямым углом. Не наезжайте на высокие и остроугольные бордюры тротуаров или другие объекты (например, камни), поскольку это может привести к невидимым повреждениям в шине (разрыв корда и трещины), что позже вызовет проблемы.
-
3. Регулярно проверяйте шины на наличие посторонних предметов, например, камней, гвоздей и тому подобного, которые могут проникнуть в глубину резины, а также на наличие порезов, разрывов или грыж (в боковине). Посторонние предметы также могут повредить шину изнутри. Камни, гвозди, стекла необходимо удалить.
-
4. Резина покрышек стареет, даже когда их не используют или используют мало. Если ваша запасная шина не используется несколько лет, вам следует ею пользоваться только в случае необходимости и ехать с осторожностью.
-
5. Регулярно проверяйте глубину рисунка протектора ваших шин. Убедитесь, что ваши шины соответствуют требованиям законодательства к глубине рисунка протектора.
-
6. Для любителей скорости: Есть такое опасное явление, как разбортовка колеса в повороте. Оно возникает при слишком быстром вхождении в поворот на высокопрофильной резине на плохой дороге (когда подломленное колесо налетает на камень) или при неправильном давлении в шинах. В половине случаев приводит к перевороту автомобиля.
-
И последнее. Какой бы распрекрасной ни была купленная вами «обувка» на колеса, соблюдение скоростного режима (хотя бы в ближайшем приближении) позволит вам без особых проблем продлить срок эксплуатации резины и избежать проблем в аварийных ситуациях. Голову водителя не заменит никакая шина, даже с самым современным протектором.
Автор: Валерий МАТВЕЕВ
30.03.2012 13:39