Операция «утилизация»: или как заработать на старой резине, масле и аккумуляторах?

Печать

В гараже опытного автолюбителя рано или поздно скапливается гора ненужного хлама. Это старые покрышки, нерабочие аккумуляторы и отработанное масло. Подарить вторую жизнь этим вещам все-таки можно, ведь из покрышек делают красивые клумбы, отработкой пропитывают деревянный брус при строительстве, а из свинца АКБ выплавляют грузила. Однако, дача есть не у всех, масса альтернатив масляной пропитке продается в магазине, да и рыбалка всего лишь хобби. Именно поэтому горы мусора пылятся в гараже или попросту вывозятся на несанкционированные свалки.

Но ведь во всем мире уже давно перерабатывают отходы и получают из этого прибыль. Товары из вторсырья пользуются спросом и в Архангельске. Есть ли в нашем городе пункты приемки и переработки отходов жизнедеятельности автомобиля? Реально ли заработать на процессе утилизации деньги? И можно ли оставаться с чистой экологической совестью, не нарушив при этом закон? По заданию редакции еженедельника «АВТОгазета» наш журналист нашел ответы на эти вопросы.

В нашем распоряжении имеются: две старые лысые летние покрышки, одна аккумуляторная батарея (отстоявшая два года в гараже), пять литров скопившейся отработки и старые масляные фильтры. Начинаем поиск в Интернете. По запросу - «прием старых АКБ в Архангельске» - Яндекс выдает с десяток фирм и телефонов. Обзваниваем. Оказывается, что сдать в утиль батарею достаточно просто: нужно только приехать в пункт приема, где принимают батареи любого размера и веса. Подойдут даже офисные АКБ, от вышедшего из строя источника бесперебойного питания. Нам даже предложили доставку нашего автохлама в пункт приема, но с условием, что по весу хлам будет весить не меньше тонны. Пришлось отказаться. За аккумуляторы платят довольно неплохо: цена колебалась от десяти до двадцати пяти рублей за килограмм. Ближайшая приемка оказалась на Предмостной площади. За четыре офисных АКБ мы выручили 200 рублей, плюс 200 рублей за автомобильный аккумулятор. Получается, что мы не только освободили место в гараже, и остались с чистой экологической совестью, но и заработали. 

Как нам пояснил приемщик, АКБ собирают и отправляют по регионам России, своей полной переработки в Архангельской области нет. Ближайший завод находится в Вологде. Активно занимается утилизацией Тюменский аккумуляторных завод, где батареи разбирают на составные части, утилизируют или пускают на вторсырье. Но сейчас отправлять в Тюмень стало накладно для малого бизнеса. РЖД отказались от перевозки контейнеров по пять тонн, остались только двадцатитонники, а это слишком большой объем для нашего города. В бизнесе формата «принял - собрал - отправил» сейчас задействовано много сборщиков, работает рынок, поэтому и цены разные. Если раньше, старые аккумуляторы валялись на пустырях и за гаражами, то теперь их несут в утиль.

С утилизацией авторезины дела оказались сложнее. Тех, кто занимается ее сбором можно посчитать по пальцам, да и интересуют скупщиков исключительно организации. Постольку от обычного населения можно только и взять, что пару старых покрышек, на которых много не заработаешь. Интересно, что если за АКБ платили деньги нам, то за утилизацию авторезины было предложено заплатить из своего кармана. Стали искать бесплатную приемку, готовую на «малые обороты» В итоге два колеса бесплатно согласились принять в Архангельском Природоохранном центре, масло и фильтры оставили там же. Ни авторезину, ни АКБ в Архангельской области не утилизируют. Здесь лишь начальная стадия - сбор и сортировка. Дальше наши автомобильные отходы путешествуют по стране, кто куда: Череповец, Ярославль, Нижний Новгород, Петербург и Москва. Мусороперерабатывающий комбинат Архангельска, только сортирует и утилизирует твердые бытовые отходы четвертого и пятого классов, к которым  составляющие бардака в наших гаражах отношения не имеют.

Однако, есть те, с кого стоит брать пример. Череповец, получая нашу резину, измельчает ее на крошку, из которой делает: резиновую плитку, коврики для автомобилей и бассейнов, безопасное покрытие для детских площадок, спортивных кортов и стадионов. Ассортимент товаров в их интернет-магазине огромен. Вдобавок много расцветок и моделей плитки, из которой получится отличная дорожка на даче. Есть информация о том, что готовится федеральный закон, который обяжет детские сады использовать именно прорезиненное безопасное покрытие. Почему в Архангельске еще никто не освоил данное направление, вопрос остается открытым. Неплохо обстоит дело с утилизацией масла. Его разбирают на бытовые нужды или отапливают им гаражи и мастерские. Кстати, его тоже можно продать, но только бочками - от двухсот литров. Вот такая у нас получилась операция «утилизация». Беспокойства за экологию Архангельска все-таки осталось. Но если сильно захотеть, то место в гараже при желании освободить можно, не загрязняя среду. 

Мария ГЛАДКОВА, предприниматель, директор магазина и пункта замены масла и технических жидкостей «MariaAvto»

- Трансмиссионные масла и масла из двигателей сливаются в одну бочку. Специальные жидкости - в другую. Все это вместе с фильтрами забирают на утилизацию в Новодвинск. Мы работаем по договору с фирмой, представители которой приезжают и забирает у нас отработку. Подобный договор должен быть у каждого, кто занимается данным видом бизнеса. Масло мы им продаем, двухсотлитровая бочка стоит примерно 500 рублей. Есть и второй вариант, многие автомастерские сейчас отапливаются отработкой. Сервис и мойки преимущественно находятся на окраине города, где редко подведено центрально отопление, а отапливать боксы газом очень дорого. Котлы на масляной отработке - отличный выход: и утилизация и экономия. 

Александр ОСИПОВ, мастер участки утилизации (ООО «ТЭЧ-Сервис»)

- Мы занимаемся утилизацией многих отходов, но поскольку вас интересует только АКБ, резина и масло, то расскажу о них. Принимая аккумуляторы автолюбителей, мы собираем какое-то количество в тоннах и дальше движение идет на предприятия, которые занимаются утилизацией или дальнейшей переработкой. То есть АКБ идут в другие регионы. Масляные и воздушные фильтры  мы сжигаем на специальных установках. С резиной дела обстоят так же как с АКБ: собираем большую партию и отправляем в другие регионы. Специализированные предприятия переработки делят ее на фракции, потом вторсырье добавляют при автодорожном строительстве или изготовлении технических резиновых изделий. Мы занимаемся только начальным этапом утилизацией, то есть сбором и транспортировкой. В основном частники и организации платят нам за утилизацию. Расценки различные, за тонну аккумуляторов около 22 тыс. рублей, за тонну резины 4500 рублей, масло моторное и трансмиссионное отработанное - 16500 за тонну.

У рядовых автомобилистов и мелких шиномонтажных мастерских экологическая совесть просыпается не часто. В основном мы работаем с организациями, в которых требуется предоставление отчетности о движении отходов. Сейчас достаточно большие штрафы и проще все сделать по правилам, да экономически выгоднее. Из года в год объемы увеличиваются, экологические требования возрастают, организации стараются работать честно. Но экологическая проблема для области актуальна, и если вы живете не на Луне, то видите вокруг себя достаточно много неутилизированного мусора.  

Кирилл СИНИЦКИЙ, руководитель агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области.

- Прежде всего, у нас есть закон и требования к гражданам, юридическим лицам и частным предпринимателям. Сбор и транспортировка отходов производства и потребления находятся в ведении муниципалитета. В Архангельске есть распорядительный документ, который определяет порядок обращения с резинотехническими изделиями, АКБ или отработанным маслом. Мы со своей стороны, как орган, который уполномочен в части государственного экологического надзора следим за исполнением требований законодательства. Привлекаем граждан, должностных, юридически лиц и ИП к ответственности, за 2012 год было заведено несколько десятков дел. Однако, в полной мере эти требования не реализуются. Иначе никто бы не выкидывал покрышки на свалку или за собственный гараж.

На территории  города Архангельска есть ряд предприятий, которые занимаются приемом резино-технических изделий, кроме того на территории областного центра работает мусороперерабатывающий комбинат, который занимается сортировкой и дальнейшей переработкой отходов. Однако, если за утилизированный аккумулятор платят вам, то за резину возможно придется заплатить самому. Все зависит от ценности вторичного материала. Если свинец в цене, то старая изношенная резина не представляет собой такой ценности.  

Какой-либо дотации от государства предприниматели за утилизацию не получают. С предприятия берется плата за негативное влияние на окружающую среду, которую они и вкладывают в утилизацию. Все-таки переработка выгоднее, чем оплата штрафов. В этом году было выявлено более 600 несанкционированных свалок, 450 из которых, ликвидированы. Заведены административные дела на нарушителей. Просто так выкидывать покрышки за собственный гараж или гараж соседа нельзя. За это можно получить серьезный штраф. На граждан он накладывается в сумме от одной до двух тысяч рублей, на должностных лиц от двадцати до тридцати тысяч. Более серьезная материальная ответственность предусмотрена для ИП и юридических лиц. На первых штраф может быть наложен от 30 до 50 тысяч, на вторых от 100 до 250 тысяч рублей.

Эксплуатация
Joomla SEO powered by JoomSEF