Надувные лодки: мифы и реальность

Печать

Надувные лодки из ПВХ на данный момент производят множество компаний и небольших фирм. Появляются они, как грибы после дождя. Разумеется, основная задача коммерческих компаний - получение прибыли. Вот только далеко не все производители вообще интересуются водномоторной техникой и стремятся к улучшению своего товара.

Видя популярность надувного флота, надувные лодки начинают производить все, кому не лень. Вряд ли нужно говорить о конечном качестве продукции. Перед приобретением лодки ПВХ, стоит посмотреть, где, кем и при каких условиях производится выбранная вами модель. В случае отказа или отсутствия такой информации в общем доступе, однозначный совет - пересмотреть решение о своем выборе.

Три мифа о надувные лодки из ПВХ

Миф №1. «Пятислойный ПВХ» - самый распространенный миф, связанный с надувными лодками. С этим мифом сталкивается каждый, кто выбирает надувную лодку. Его влиянию подвержены все - от покупателей до продавцов. Причем и те и другие являются абсолютно адекватными людьми, но, что называется «не ведают, что творят». Чтобы развеять этот миф, необходимо немного рассказать о самом материале ПВХ, из которого производят надувные лодки.

Итак, сам поливинилхлорид (ПВХ) это очень тонкий слой материала, который по своей прочности немного выше обычных полиэтиленовых пакетов из магазина. Для того, чтобы увеличить его прочность, производится так называемое армирование - на достаточно жесткую сетку из переплетенных между собою полимерных нитей с двух сторон приклеивают по слою ПВХ.

Склейка происходит с помощью адгезионного связующего (адгезия - свойство частиц одного материала проникать в другой) которое обеспечивает связку ПВХ и жесткого корда на молекулярном уровне, то есть, по сути, делает их единым целым. Полученная таким образом многослойная ткань отличается высокой степенью прочности на разрыв, порез, прокол и истирание. Но где же здесь пять слоев?

Так вот, некоторые производители используют хитрый маркетинговый ход и уверяют, что адгезионное связующее тоже является двумя дополнительными слоями. Это очень удобно для раскрутки своей продукции, так как всегда можно сказать: - «Вот у нас материал пятислойный, а вот у тех-то он трех и даже двухслойный!» Если детально разобраться, то получается следующая картина структуры этой ткани: пленка - корд - пленка, и ничего другого там нет.

Так что правильно будет называть материал для лодок - «армированный ПВХ» и навсегда забыть понятие «пятислойный». Но здесь необходимо сделать дополнение, помимо армированного ПВХ существуют надувные лодки из хайполона, но это совершенно другой материал с другими свойствами. Есть еще китайские гребные лодки из неармированного ПВХ, но рассматривать их как серьезное плавсредство нельзя ни при каких обстоятельствах.

Миф №2. «Плотность больше - лодка прочнее» - второй по популярности миф. Он гласит, что чем больше плотность ткани, тем она прочнее. Попробуем разобраться, откуда растут ноги. И так, какая же плотность тканей ПВХ для надувных лодок в ходу? Видимый невооруженным глазом предел практического применения лежит от 620 до 1100 г/м². Причем ткани меньшей плотности используются для гребных лодок, которые приходиться таскать на своем горбу, а большей плотности - для моторных лодок, их поневоле придется возить на авто. А колесам какая разница - какую плотность катать? Оно конечно, колесам - разницы нет, разница появляется между колесами и водой. И что характерно, чем больше вес лодки (в том числе за счет плотности ткани), тем яснее становится разница, вроде хочешь отдохнуть на воде по легкому, а приходится возиться с лодкой на берегу до и после, как шахтеру в забое.

Хотя, для штангистов это неплохой вариант для совмещения приятного с полезным. Тяжелая надувная лодка, хотя и не надувной танк, но - самое лучшее средство для просветления ума, которому интересней иметь дело с достаточно легкой и прочной конструкцией (на инженерном языке - удельная прочность).

Окунемся слегка в эту пресловутую прочность. Так вот, сравнивая технические характеристики тканей ПВХ от 850 до 1100 г/м² (поставщики это не скрывают) обнаруживаем одинаковую прочность, типа 3000 н/5см. Что это такое спросите? Чтобы разорвать 5-ти сантиметровую ленту надо приложить силу 3000 ньютонов (300 кг) - вот что это такое. А как же плотность? Плотность играет от толщины ПВХ пленки, которая на прочность никоим образом не влияет. Так в чем же секрет этой плотности-прочности? А разгадка, как ни странно в Корее, именно она сегодня является поставщиком «тяжелых», но сравнительно (Германия, Финляндия, Чехия) дешевых тканей. А мифический смысл мифа расшифровывается банально просто: дешево купил, дороже продал и соусом прочности полил. Безусловно, нельзя игнорировать толщину слоя ПВХ, чем он толще, тем протереть до дыры его дольше, особенно если лодку волоком по песку таскать, а не по воде скользить, это всем понятно, но эта «басня» уже на другую тему, не про лодки.

Ясно должно быть одно, что надувную лодку придумали как самую легкую и мобильную, и выбирать надо разумно под соответствующие условия. Если приходится часто собирать - разбирать, то вес должен стремиться в меньшую сторону, если - раз в год, то вес не так утомителен будет, если она постоянно на прицепе, или на воде. Еще немного о тканях для лодок, пользователи сети пишут о том, что вместо лодочной ткани недобросовестные производители применяют ткань для тентов, воздушных аттракционов и прочего. Совет здесь один - требовать сертификат на ткани или лучше научиться их отличать.

Миф №3. «Сварка или склейка?» Действительно, что лучше, сварной шов в надувной лодке или склеенный? При сварке эту операцию выполняет человек на сварочном полуавтомате, а при склейке - вручную на ровном столе дедушкиным инструментом (тряпочка, кисть, ножницы, прикаточные ролик с лопаткой и фен для нагрева). Человеческий фактор: низкая квалификация, плохое настроение, похмелье и прочее, влияющий на качество изделия, присутствует и при сварке и при склейке. При использовании сварочного оборудования могут быть сбои в настройке, которые приводят к «поджогу» или «нерасплаву». Надо сказать, что и при склейке отечественными композитами на основе уретана, который требует приличного подоговрева, тоже можно нарваться на «поджог». «Поджог» приводит к отслоению ПВХ-пленки от корда со всеми вытекающими последствиями, и ремонтируется такой «изъян» непросто. Недогрев при сварке приводит к слабому сцеплению поверхностей, но ремонтируется уже легче, чем в первом случае. Несомненно одно, что один рабочий на сварке может дать больше как высокого качества так и низкого, чем на склейке. Справедливости ради надо сказать, что при нормальном исполнении сварной шов надёжнее клеевого, а при эксплуатации в жарких регионах - вне конкуренции. Однако, «варить» тонкие ткани (до 800 г/м²) - пока дело сложное, почти невозможное, что приводит к применению тяжелых тканей даже на гребнушках.

С мотором быстрее и надежнее

Если вы выбираете лодку для рыбалки, прежде всего, она должна быть функциональной. Когда вы рыбачите один или с другом - это идеальный вариант для выбора компактной и экономичной лодки. Ее легко собирать и разбирать, она занимает мало места при хранении, а также хорошо транспортируется. Но надо учесть, что лучше выбирать не просто резиновую лодку или лодку из ПВХ, а еще и лодку с возможностью установки подвесного транца. Это даст возможность быстро передвигаться по воде, когда это необходимо, а когда мотор не нужен - лодку можно эксплуатировать и на веслах.

Комплектующие для лодки

На надежность и качество надувной лодки влияют комплектующие, из которых она изготовлена. Наиболее важными элементами являются клапана и уключины. Их производит огромное количество компаний, как внутри страны, так и за рубежом. Качество клапанов зависит от качества используемых материалов (сырья) и конструкции. Лучше чтобы лодка комплектовалась клапанами и уключинами от известного и желательно импортного производителя. За рубежом опыт производства по данным технологиям находится на высоком уровне, также как и технологический уровень оборудования, на котором изготавливаются комплектующие для лодок ПВХ.

Уключины являются наиважнейшим элементом гребных лодок. Эти детали многих отечественных производителей комплектуются металлическими элементами изготовленными из оцинкованного металла, что не оптимально для использования в соленой воде и вообще во влажной среде. Импортные уключины изготавливаются из нержавеющих сплавов и не подвержены воздействую коррозии, сохраняют свои характеристики и опрятный внешний вид весь срок службы лодки. Все пластиковые элементы уключин также должны быть изготовлены из высококачественного пластика. Клапан должен иметь надежную конструкцию, не позволяющую при механическом разрушении проваливаться элементам клапана внутрь лодки, так как достать мусор из герметичных баллонов достаточно проблематично.

Весла так же важный элемент гребной лодки. Наилучшим вариантом является весло изготовленное из алюминиевой трубы, удобной рукояти и лопасти изготовленной из полиэтилена. Такие весла обладают достаточной прочностью, малым весом. Идеально когда весло разбирается на две равные части, так намного удобнее его упаковывать и перевозить.

Деревянные элементы лодок должны быть изготовлены из бакелитовой (влагоустойчивой) фанеры, алюминия или пластика. Наиболее дешевый и практичный материал - фанера. Оптимальным соотношением массы и прочности обладает фанера для банок (сидений) толщиной 15 мм, для настилов пола 6 мм. Многие производители лодок из ПВХ производят сиденья из более тонкой фанеры, что приводит к снижению надежности и ненужным прогибам. Использование же на настилах более толстой фанеры приводит к значительному увеличению веса лодки и практически ничего не дает с точки зрения удобства пользования.

Эксплуатация
Joomla SEO powered by JoomSEF