Студент САФУ делает биотопливо из водорослей

Печать

Дискуссия вокруг альтернативных нефти и газу видов топлива то затихает, то вспыхивает с новой силой. Однако тему безошибочно можно назвать актуальной, особенно на фоне дорожающего бензина и дизельного топлива. Поиском заменителей «черного золота» и «голубого топлива» уже заняты во всем мире. Но толкового результата, на территории России пока нет. Почему? Бытует два популярных мнения: у «хозяев» нефти слишком сильное лобби, и второе - разработок нужного уровня еще попросту нет.

Интернет просто пестрит  сообщениями о том, как двигатель внутреннего сгорания народные умельцы заводили на спирту, на амиаке, на скипидаре, на уайт-спирите и растительном масле, на алкоголе. Едва ли можно поверить в такие сообщения, даже если трактор и проехал двести метров на залитом в двигатель спирте, это еще не значит, что «деревенский чудак» изобрел альтернативное топливо и его модно использовать всем колхозам.

Но есть и серьезные исследования, где эффективность биотоплива подтверждается научно. Подобную попытку предпринял студент САФУ Егор Самсонов. Его проект посвящен производству биотоплива на основе водорослей, которых так много в нашей области. В сообщении Университета говорится следующее: «Рассматривая существующие альтернативные источники энергии, студент Егор Самсонов остановился на биодизеле - топливе на основе растительных масел. В качестве сырья, по мнению архангельского студента, отлично подходят водоросли. Используя ресурсы Белого моря, можно наладить производство экологически чистого горючего для автомобилей».

И хотя работа над определением химического состава топлива только началась, студент уверен, что новое горючее позволит обеспечить лучшее качество смазки двигателя и увеличить его межремонтный период.

Удастся ли полностью уйти от продукции нефтяной промышленности и станет ли Архангельск столицей водорослевого биотоплива, Егор Самсонов рассказал «АВТОгазете».

- Почему вы заинтересовались проектом по производству биотоплива на основе именно водорослей?

- Этот проект был создан, когда я участвовал в конкурсе норвежской нефтяной компании Statoil. Идея конкурса состояла в нахождении новых идей для решения существующих энергетических проблем. Одним из способов решения проблемы возобновляемости ресурсов является биотопливо, в моем проекте рассматривается его вид - биодизель. Что касается водорослей, то они являются наиболее перспективным сырьем для получения биодизеля, а наш регион может послужить источником этого сырья. Производство биодизеля на Севере - одно из направлений проекта. На нашей территории можно также выращивать водоросли, используя фотобиореакторы.

- Ваша находка является уникальной или нечто подобное уже было?

- В России нет программ по развитию и применению биодизеля. Пока в России есть нефть, мы будем использовать нефть, но никто не думает, что могут возникнуть проблемы с экономикой, когда станет нецелесообразно добывать, например, битумную нефть. При этом затраты на нее очень большие. В России осталось не так много легкой нефти, продукты которой мы сейчас используем. Меня также волнует и интересует развития такой темы, как сланцевая нефть. Очень большие запасы сланцевой нефти находятся в США. По данным, которые я узнал после прочтения статей, которые касаются именно США и их сланцевой нефти, можно сделать вывод, что проблемы с экономикой России могут возникнуть довольно скоро.

 - У вас есть какое-то исследование или смета, как можно перейти на биотопливо?

Мой проект содержит бизнес-план, в котором рассмотрены затраты и срок окупаемости проекта. 

- Расскажите о самой технологии. Биотопливо необходимо будет добавлять в уже привычное дизельное или можно полностью отказаться от современного горючего?

- Биодизель можно использовать как чистое топливо, так и смешивая его с обычным дизельным. 

- Насколько с экономической точки зрения это выгодно для государства (процесс производства дешевле) и для обычных автомобилистов (сколько может стоить литр биотоплива)?

- Биодизель дешевле, чем обычное ДТ, где-то на 15%.

- Какой стадии проект сейчас и жизнеспособен ли он в дальнейшем?

- Проект жизнеспособен, необходимы инвестиции и дальнейшие исследования.

- Способен ли будет обычный автомобиль легко перейти на биотопливо или потребуется вносить изменения в конструкцию транспортного средства?

- Некоторые автомобильные компании уже указывают в характеристике своих автомобилей тот факт, что биодизель можно использовать, как топливо на данном агрегате.

 

Наша справка

Биотопливо - топливо из растительного или животного сырья, из продуктов жизнедеятельности организмов или органических промышленных отходов.

Биотопливо в Европе

Европейская комиссия поставила задачу использовать к 2020 году альтернативные источники энергии как минимум в 10% транспортных средств. Есть также промежуточная цель в 5,75% к 2010 г. В ноябре 2007 в Великобритании было создано Агентство по возобновляемому топливу (Renewable Fuels Agency), которое должно контролировать введение требований к использованию возобновляемого топлива. Было рассмотрено непрямое влияние использования биотоплива на производство пищевых продуктов, разнообразие выращиваемых культур, цены на продовольствие и площадь сельскохозяйственных земель. В отчете предлагалось снижение динамики внедрения биотоплива до 0,5% в год. Цель в 5 процентов, таким образом, должна быть достигнута не ранее чем в 2013/2014 г., на три года позже, чем было изначально предложено. Более того, дальнейшее внедрение должно быть сопряжено с обязательным требованием к компаниям применять новейшие технологии, ориентированные на топливо второго поколения. C 1 апреля 2011 года на более чем 300 шведских заправочных станциях можно приобрести новый дизель. Швеция стала первой страной в мире, где можно заправлять машины эко-дизелем, сделанным на основе масла шведских сосен.

Биотопливо в России

По данным Росстата, в 2010 году российский экспорт топлива растительного происхождения (в том числе солома, жмых, щепа и древесина) составил более 2,7 млн. тонн. Россия входит в тройку стран экспортеров топливных пеллет на европейском рынке. Всего около 20% произведённых биотоплив потребляется в России. Потенциальное производство в России биогаза - до 72 млрд. м³ в год. Потенциально возможное производство из биогаза электроэнергии составляет 151 200 ГВт, тепла - 169 344 ГВт. В 2012-2013 годах планируется ввести в эксплуатацию более 50 биогазовых электростанций в 27 регионах России. Установленная мощность каждой станций составит от 350 кВт до 10 МВт. Общая стоимость проектов составит от 58,5 до 75,8 млрд. рублей (в зависимости от параметров оценки). Реализацией данного проекта занимаются ГК «Корпорация «ГазЭнергоСтрой» и Корпорация «БиоГазЭнергоСтрой».

Топливный рынок/ГБО
Joomla SEO powered by JoomSEF