Безопасны ли противогололедные реагенты?

Безопасны ли противогололедные реагенты?

Печать

Ежегодно при наступлении холодного сезона поднимается вопрос применения противогололёдных реагентов. Специалисты дорожно-коммунальных служб традиционно считают их экологически чистыми и безопасными для здоровья людей и животных. Пешеходы же жалуются на испорченные обувь и верхнюю одежду, водители - на грязную жижу под колёсами и повреждённые коррозией кузова автомобилей. Эксперты утверждают, что использование химических соединений совсем не обязательно, можно ограничиться применением природным материалов.

Дорожные службы крупных городов России в качестве основного химического реагента пользуются жидким раствором хлористого кальция модифицированного. Главное достоинство этого реагента - высокая эффективность при низких температурах (до – 35 градусов). Основной недостаток - трёхчасовой период действия, требующий производить обработку несколько раз в течение суток.
Последние годы, например, в столице сокращают применение жидкого реагента, заменяя его гравийной крошкой на дворовых территориях. На закупку реагента московская администрация выделила 6 млрд. рублей. В прошлом году траты были почти на 30% ниже.
Выпускаемые промышленностью противогололёдные реагенты могут быть жидкими, твёрдыми и гранулированными. Допускается использование твёрдых реагентов в любых погодных и температурных условиях. Применение жидких реагентов целесообразно для профилактики развития обледенения. Оптимальной будет сухая погода с температурой ниже минус 5 градусов. Поскольку жидкий реагент начинает действовать через некоторый промежуток времени, скольжение по обработанному участку с уже сформированной коркой льда на некоторое время наоборот увеличится.

Состав реагентов
В основу большинства из синтезированных реагентов положен хлорид натрия, доля которого может достигать 60%. В качестве добавок пользуются хлористым калием, хлористым кальцием и другими соединениями. Наиболее часто в качестве реагента используется смесь соли с песком. Основным преимуществом данной комбинации является очень низкая себестоимость и простое применение. К сожалению, от смеси страдает обувь и детали автомашин. Вдобавок смываемым песком забивается ливневая канализация.
Самым дешёвым из используемых химреактивов является техническая соль (галит). Благодаря бурно развивающейся химической реакции лёд и снег тают очень быстро. Основной и очевидный минус реагента - выраженное разрушающее воздействие на материалы обуви, колёс и кузовов автомобилей.
Наиболее экологически безопасный реагент – хлористый кальций. Реагент быстро и глубоко проникает и плавит ледяной слой, сохраняет действие при очень низких температурах. При взаимодействии с бетонным покрытием или дорожным покрытием не разрушает их. Проникшие в почву кальция хлорид становится прекрасным удобрением. Применение модифицированного хлористого кальция позволяет снизить на 30-40% нормы расхода, но данный реагент имеет короткий срок действия, является сильным аллергеном, способен разрушать металлические детали машин и обувь.
В качестве экологически безопасных материалов применяют мраморную крошку с солью. Единственным эффектом, который оказывает данная смесь – уменьшение скольжения. При правильном применении с последующей своевременной уборкой обрабатываемой эту смесь можно применять многократно.
Гранитный щебень - достаточно прочный и долговечный материал, может использоваться многократно. Отсутствие опасных для здоровья химических примесей, отличный противоскользящий эффект, а также выгодная цена делают его отличным противогололёдным материалом.
Бишофит (ХММ) - смесь в основном хлорида магния с йодом, бромом, железом и ещё половиной таблицы Менделеева. Реагент отлично впитывает влагу, но обладает коррозионными свойствами. Несмотря на свой состав, бишофит абсолютно безвреден для организма человека и животных.

Плюсы и минусы антигололёдных реагентов
Применение противогололёдных реагентов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Из самой формулировки названия «реагент» понятно, что механизм действия вещества связан с химической реакцией. Условия и эффективность реакции определяются окружающими температурными и метеорологическими условиями. Антигололёдные вещества способны вступать в химическую реакцию со многими окружающими веществами: моторным маслом, парами бензина, выхлопными газами, присутствующими на дорожном полотне. В результате образуется масса неконтролируемых побочных соединений. Поэтому экологически безопасных химических антигололёных средств в настоящее время не существует.
Большим минусом использования жидких химических реагентов является документально зафиксированное резкое увеличение аллергической и кожной заболеваемости, рост обострений бронхо-легочных заболеваний после обработки такими веществами дорог близ населённых пунктов.
Безусловно, явно ядовитые вещества в применяемых реагентах отсутствуют, но они сами и продукты побочных химических реакций далеко не нейтральны для здоровья человека. Возможно, организм здорового человека не отреагирует на такое воздействие. Однако найти здорового человека в условиях мегаполиса всё сложнее. Более 25% населения России имеют ту или иную форму аллергии, а в мегаполисах процент тех, кто страдает от аллергии, значительно выше.
Несмотря на минусы противогололёдных реагентов, в российских условиях действенной альтернативы их применению пока не существует.

Другие методы борьбы со льдом
В 2007 году в Ярославской области был открыт минеральный источник с высоким содержанием солей. Из-за гипреосмолярности вода не пригодна в пищу, но отлично растворяет лёд. Для обработки улиц воду напрямую заливают в поливальные машины. Дополнительные химические присадки не применяются.
В Белоруссии, активно применяется реагент, в основе которого лежит меласса - патока, побочный продукт производства сахара. Полученное таким образом вещество экологически безопасно, не вступает в реакцию с дорожным покрытием и металлом кузовов машин.
Австрийские и швейцарские дороги обрабатывают смесью песка с мелким щебнем.
Норвежские дороги подогревают изнутри проложенными под ними тепловыми магистралями. В большинстве европейских стран для борьбы со льдом используют песчаные смеси. В Венгрии и США дороги обрабатывают солью, обработанной отходами ликеро-водочного производства.
В отдельных регионах мира специальные добавки, растворяющие снег, добавляют в асфальт при укладке. Существуют и более экзотические способы. В городке Энкени штата Айова применяют чесночную приправу. В одну из зим продолжительный снегопад истощил муниципальные запасы реагентов, и тогда на помощь пришёл владелец местного предприятия, на складах которого скопился запас соли с чесноком с просроченным сроком годности. Дороги, обработанные чесночной приправой, очистились от снега очень быстро.
Применяемая в Швеции смесь соли с сахаром продолжительное время лежит на дорогах, подсушивая их покрытие, при этом смесь замедляет развитие ржавчины на автомобилях.
Для многих регионов России по-прежнему самым доступным материалом остаётся песчано-солевая смесь. Так, в Архангельске в одну из прошлых недель с целью предотвращения гололёда МУП «Архкомхоз» на объекты дорожной инфраструктуры высыпало 650 кубометров песчано-солевой смеси. Дополнительно снег убирался снегоуборочной техникой. В связи с активной потайкой ливневую канализацию вывели из зимнего режима.
На территории Архангельской области действуют и выпускают противогололёдные реагенты несколько предприятий. Функционируют предприятия в рамках правительственной программы, призванной обеспечить уровень здоровья и экологической безопасности городов.

О контроле за использованием противогололёдных реагентов
Поскольку у некоторых новых противогололёдных реагентов отсутствуют сведения о безопасности в отношении организма человека и окружающей среды, необходимо проведение специальных экспертиз, которые могли бы удостоверить качество применяемых противогололёдных средств. Требуется разработка нормативной базы по использованию, контролю и учёту реагентов, а также чётко функционирующей системы мониторинга научными учреждениями и общественными организациями применения новых противогололёдных смесей.

Технологии
Joomla SEO powered by JoomSEF